Главная(развернуть страницу на весь экран)

Вопрос: Как избежать власти любви? Что же делать? Жену меньше любить?

Орлов Юрий Михайлович: Власть любви ничем не отличается от любой другой навязчивости. Это общественно ценная навязчивость. Она сама по себе рассматривается как ценность. Пить сладкий чай — навязчивость. Но мы её именуем потребностью. Потребности тоже навязчивости. В соответствии с этим можно относиться и к любви. Если вам нужно от неё освобождаться, то нужно освобождаться как от навязчивости. Законы психологии и научения не зависят от нашей морали и желаний. Если какое-либо желание нам вредит, мы освобождаемся от него. Если от любви Вам плохо, то и нужно освобождаться от этой власти.

Нужно культивировать непривязанную любовь. Надо учиться быть свободным в любви. Если в любви главное — радость радостью другого, то такая любовь может вести к симбиозу, когда вы страдаете от страданий другого и радуетесь радостью другого человека, объекта любви. С этой точки зрения проблема сводится к управлению любовным поведением своим и другого человека. Правильное управление ведёт к благополучию и тогда такие вопросы не возникают.

Притом нужно подумать подлинна Ваша любовь или нет. Для этого нужно понимать, что такое любовь. У нас будет ещё лекция о любви.

 

/По этой теме рекомендуем скачать и прослушать две лекции о любви Юрия Михайловича Орлова, прочитанные им в Малом лекционном зале Политехнического Музея/

 

1-ая) "Как рождается и умирает любовь?"

         (09 февраля 2000 г.; mp3, 19.3 МБ; 01:24:06)

         Скачать: [radarsgm][narod]

         Скачать исходник лекции: [без шумоподавления, 77 МБ]

 

2-ая) "От чего любовь растёт и от чего она умирает"

         (05 мая 1999 г.; mp3, 20.2 МБ; 01:28:34)

         Скачать: [sanogen][narod]

         Скачать исходник лекции: [без шумоподавления, 81 МБ]


Вопрос:
Впадает ли человек, владеющий СГМ, в депрессию?

Орлов: Почему бы нет? Депрессия — следствие неудовлетворения или постоянно действующей угрозы, в результате чего наступает оцепенение. Депрессия вид оцепенения. Существуют три защиты: бегство, нападение и оцепенение. У человека последнее приобретает разные формы. Практикующий СГМ не впадает в депрессию в той степени, в какой он овладел саногенным мышлением и принимает свою депрессию. Стоит её принять, отказаться с нею бороться, как она отпускает. Это похоже на плохие мысли. Если с ними бороться, то они приобретают силу. Если же просто их отстранить, то они ослабевают, не получая психической энергии.


Вопрос:
Можно ли дневниковую работу рассматривать как терапию творчеством?
Орлов: Конечно. Это творчество в создании своей житейской философии. Когда человек записывает свои мысли, он может к ним возвращаться и отрабатывать их. Этим он вырабатывает свою философию жизни.


Вопрос:
Есть ли хотя бы один пример саногенного мышления в литературе, в живописи, в искусстве?
Орлов: Очень мало. Писатели как правило мыслят патогенно. Если бы они мыслили саногенно, то, наверное, создавали бы произведения, которые никто не стал бы читать. Ведь в литературе человека интересуют описания пороков и их последствий.


Вопрос:
Что значит отношения мужа и жены в норме?
Орлов: Понятие нормы имеет статистический характер. Но наиболее частое не обязательно оптимальное. Норма — когда они благополучны.


Вопрос:
Надо ли анализировать сновидения и когда?
Орлов: Нужно исследовать связи между событиями жизни и доминирующими переживаниями с характером сновидений. Однако это мало что даёт. Саногенное мышление приводит к тому, что Вы перестаете помнить свои сновидения. Вам и не нужно будет их анализировать. Незачем.


Вопрос:
Вы говорите, что собаки дерутся три секунды, а на собачьих драках?
Орлов: В последнем случае специально тренируют собак для драки и поэтому у них вырабатывается способность долго драться. А нормально пяти секунд достаточно, чтобы разрешить конфликт и установить равновесие сил.


Вопрос:
А не пропагандируете ли Вы всепрощение в своей книге “Обида. Вина”? Он меня обманул три раза и всё время его прощать? Он меня обманет ещё раз!
Орлов: Конечно, обманет. Поэтому, имея дело с этим человеком принимайте во внимание, что он Вас будет обманывать. Если Вам это не нравится, то прогоните его. Прощение — акт, действующий эффективно в любовных отношениях и даёт облегчение обиженному. Нужно различать собственные отношения. В отношениях любовных прощение имеет один смысл, а в гражданских — совершенно другой. Кесарю кесарево, Богу — богово.


Вопрос:
Нужно ли по СГМ ликвидировать тюрьмы?
Орлов: Этот вопрос вызван не различением божественных, то есть любовных отношений человека от отношений гражданских, от не различения Богова от кесарева. А Иисус требовал этого различения. Церковь первая отказалась от этого завета Бога, превратив христианство в государственную религию. Когда мы отказываемся от этого различения, у нас бывают трудности и в личной жизни.

Тюрьма — институт гражданских отношений людей. По замыслу они реализуют принцип справедливости и защиты общества. Тюрьмы — определенная форма отказа от прощения и наказание человека за его поступки. Эти формы могут меняться. В первобытном обществе не было тюрем. Провинившегося или загрызали насмерть или он получал немедленно хорошего тумака и переставал нарушать порядок. С появлением государства виновного или продавали в рабство, или заставляли платить штраф, или подвергали бойкоту. Потом появились тюрьмы для кратковременной изоляции. Для пожизненного заключения использовались христианские монастыри. В небольших государствах тюрем не было: там или убивали виновного, или продавали в рабство, или подвергали изгнанию. У древних евреев виновного должен был убивать близкий человек: отец или брат.

Современные тюрьмы и ИТУ превращены в институты принудительного проживания уголовного мира и в университеты по подготовке кадров для криминальных структур. Со временем формы социальных санкций могут меняться. Нужно иметь хорошие тюрьмы, соответствующие своим функциям: изоляции, наказанию и перевоспитанию.


Вопрос:
Как быть солдату, получившему приказ обстреливать мирное население? Как разрешить конфликт между приказом убивать и отрицанием убийства?
Орлов: Приказы обстреливать мирное население не дают. В приказе указывается место дислокации противника, который должен быть уничтожен. Но при исполнении приказа могут погибнуть и мирные граждане.

Человек должен действовать со своей ролью, если он её принял. В Уставе Вооруженных сил написано, то он не должен выполнять преступных приказов.


Вопрос:
Как быть с дедовщиной и выжить в Армии молодому человеку?
Орлов: Честно взять на себя тяготы армейской службы и выполнять приказы. Принять на себя роль солдата-первогодка и играть в эту роль отчуждённо. Это позволит ему выжить. Не бросать вызов системе неуставных обычаев, если нет полной уверенности в победе.


Вопрос:
Учителя используют насильственную парадигму управления. Как вы думаете, возможно ли управление поведением в школе ненасилием? Надо ли и как говорить школьникам о саногенном мышлении?
Орлов: Можно говорить, так же как и взрослым. Маленькие дети осознают свои эмоции, это и обусловливает быструю смену эмоций, которая свойственна детям. Сейчас он плачет, а уже через секунду смеётся через слезы, забыв о своём огорчении. Это возможно именно потому, что ментальный механизм, вырабатывающий эмоцию ещё не стал автоматизмом, привычным. Он ещё остаётся сознательным. Потом, вследствие повторения ситуаций, он становится бессознательным. Не зря Спаситель говорил: "Будьте как дети", т.е. будьте сознательными.


Вопрос:
Как 13-летнему подростку правильно рассказать о мастурбации?
Орлов: Нужно прочитать мою книгу "Половое развитие и воспитание" и использовать метод терапевтического зеркала, который состоит в том, что Вы рассказываете о неком другом мальчике и о том, как он должен правильно мастурбировать. Лучше, если это расскажет ему кто-то другой.


Вопрос:
Как вы относитесь к саентологии Хаббарда?
Орлов: Эффективных методов много, но среди них мало тех, которые действительно повышают здоровье и благополучие человека. Вы, наверно, знаете, что восточные методы духовного совершенствования полностью основаны на построении полной зависимости ученика от учителя, а колдовство и экзорцизм часто дают незамедлительный эффект.

Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например, одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причём эта зависимость постоянно усиливается.

Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика Мани, которая еще в III веке была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой — реактивный, который должен быть очищен, и хороший — аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов. Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р. Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей.

СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо, рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека и в этом её сила.

/ответ взят из брошюры «Беседа о саногенном мышлении». — М., 1999 г./


Вопрос:
Я не изучаю саногенное мышление. Как создать сильную мотивацию к его изучению?
Орлов: Откажитесь принуждать себя к изучению. Считайте, что ненасильственное управление собою — сердцевина СГМ. Практикуйте усилие на грани приятного. Применяйте дневник и целительное рисование к случаям, когда вы испытываете сильную эмоцию и не можете с ней справиться.


Вопрос:
Для меня результаты самосовершенствования доставляют большее удовольствие, чем половое. Хорошо это или не очень?
Орлов: Вы же испытываете удовольствие, а не другой человек, поэтому Вам и решать какое из них лучше. Не сможет же кто-то другой вместо Вас есть, спать и думать. Вы это должны делать сами для себя. Однако любые удовольствия не стоит сравнивать и не стоит их противопоставлять, так как они относятся к разным сферам человеческого наслаждения.

Всему своё время и своё место. Это одинаково, что сравнивать полезность бульдога и чемодана. С другой стороны, любое удовольствие зависит от силы того желания, которое в нём удовлетворяется. Это уже вопрос об управлении желаниями и о его границах. В СГМ есть тема “Управление желаниями”. Изучите эту тему.

/для более полной информации см. рубрику "Занятия", занятие №11 "Управление желаниями"/


Вопрос:
Любое действие, выходящее за пределы стереотипа поведения вызывает беспокойство или страх. Что лучше волевым путем преодолеть страх и продолжать действовать или изменить своё внутреннее состояние и убрать страх?
Орлов: И то, и другое. Если вы действуете, то вам придется закончить действие преодолевая страх. А размышление по поводу страха оставить на последующую работу.


Вопрос:
Страх на тонком уровне воспринимается как некое энергетическое завихрение или вибрации низкой частоты. По мнению Гурджиева страх и другие эго-качества существуют как бы сами по себе в виде программ, заложенных в подсознание. Следует ли работать со страхом как с некоторой энергетической сущностью? Есть ли такая техника? Можно ли по хорошему договориться со страхом и сделать его не врагом, а союзником?
Орлов: Низкие звуки для нас страшнее, чем высокие. Поэтому и кажется, что страх имеет более низкие вибрации. На самом деле ощущение вибраций — это переживание и восприятие последствий страха. Вибрации происходят от готовности к бегству или к нападению на объект опасности, и передаваясь на мышцы, страх создает ощущения вибрации. На самом же деле, вибрации — последствие страха, а не его сущность. Сущность страха состоит в умственной операции прогнозировании плохих эмоций. И природа страха определяется характером этих предвосхищаемых эмоций и зависит от программ, которые связаны с этими эмоциями и действуют на мышцы на подпороговом уровне как готовность к нападению или бегству.

Нет возражений о том, что страх существует в виде некоторых программ. Но Гурджиев не знал какие это программы. А я сейчас только что сказал, что программа страха — это умственная программа предвосхищения плохих эмоций, связанных с ситуацией, которая считается угрожающей.

Существует одна техника управления эмоциями — саногенное размысливание. В случае страха нужно установить какая эмоция создаёт страх и размышлять эмоцию. Страх обиды или стыда отличаются от страха боли у зубного врача. В первом случае следует размыслить обиду и стыд.

Страх всегда является нашим союзником, избавляя от опасностей. Без страха выживание было бы невозможным. Другое дело — невротический страх, чрезмерный излишний. Если Вы здоровы и у Вас много эндорфинов и Вы более терпимы к физической боли, это уменьшает страх перед болью. Если Вы смогли размыслить стыд или обиду, то у Вас уменьшается страх перед возможностью этих эмоций. Когда Вы размышляете о своем страхе, то, наверное, это размышление и можно рассматривать как договоренность о том, как себя вести и происходит превращение страха в своего союзника. Иное дело, когда Вы не можете познать природу вашего страха. Тогда его трудно сделать союзником. Нужно изучать саногенное мышление.


Вопрос:
Почему мне иногда нравится быть оскорбленной?
Орлов: Просто потому, что после оскорбления было сладкое примирение. Действия оскорбления получают положительное эмоциональное подкрепление.


Вопрос:
Законопослушные граждане глупые? Почему их все дурачат?
Орлов: Доверчивость и представление о том, что большинство людей соблюдают закон препятствуют разглядеть мошенника. Но выгодно быть наивным, чем слишком проницательным, так как это формирует паранойяльную установку, как будто все хотят Вас обмануть.


Вопрос:
Можно ли избавиться от привычки лгать?
Орлов: Если ложь улучшает Ваше приспособление к Вашей социальной ситуации, то лгите сознательно. Но эта привычка со временем может Вам навредить.


Вопрос:
Можно ли воздержаться от создания имиджа для других?
Орлов: Невозможно. Он всё равно будет создаваться стихийно. Поэтому нужно создавать его сознательно и по возможности, чтобы не было трудно его поддерживать. Если вы создаёте чрезмерно высокий имидж самого себя для других, то этот имидж потребует больших усилий для его сохранения, что может привести к неврозу. Мужчины с внешностью героев вестерна в обыкновенной жизни часто становятся невротиками из-за того, что им приходится подкреплять свой имидж чрезмерными усилиями. Лучше, чтобы имидж был проще. Политику приходится всё класть на этот имидж и в конечном счёте уже не имеет значения каков он есть на самом деле.


Вопрос:
Как правильно вести дневник?
Орлов: Я закончил брошюру, которая называется “Исцеление философией”. Там как раз мною описывается то, как следует вести дневник и исцеляться размышлением, работая с дневником.


Вопрос:
Чем отличаются эмоции от чувств?
Орлов: Эмоция возникает от рассогласования программ поведения, и реально осуществляемого, то есть реального поведения.

Например, обида — рассогласование той программы поведения, которое я приписываю другому с реальным поведением этого другого. Рассогласование моделей поведения — вещь неприятная. Это рассогласование порождает переживания. Чувства — это переживания, в которых проявляются различные эмоции. Каждая эмоция сама по себе, всегда связана с другими. Например, обида включает в себя и гнев, и страх. Она всегда связана и с другими эмоциями, которые получают определенные проявления в переживаниях. Когда эмоции переживаются это именуется чувствами. Чувства — проявления нескольких эмоций в переживаниях.

СГМ касается этих эмоций и поэтому в результате меняются и переживания.


Вопрос:
У ребенка 13 лет проблемы с памятью. Он не может быть внимательным и сосредоточенным. Что делать?
Орлов: По возможность отстать от него и понять что у него вызывает страх и тревогу. Перестать его переделывать и воспитывать. Надо, чтобы ему было хорошо и чтобы он не боялся, что родители за него возьмутся и станут перевоспитывать и что ещё хуже — лечить.


Вопрос:
Какая нация абсолютно организована? Японцы или евреи?
Орлов: Тараканы — самая организованная нация. У них нет главы и жёсткой системы управления всем сообществом, как у людей. В зависимости от ситуации управление берёт на себя отдельная особь и делает это хорошо. Таракан, найдя пищу, оставляет информацию о том, что, где, в какое время пищу эту можно найти. Он берёт управление на себя и у него это получается. То же и у пчел.

А у человека жёсткая иерархия управления, которую выполняют отдельные особи, которые специализированы для управления, приспособлены только для управления и деформированы этим. Еврей благодаря рассеянию научился брать управление всем сообществом на себя в зависимости от обстоятельств. Им было запрещено создавать храм. Наиболее образованный и знающий закон брал на себя функцию священника и это было нормально. Каждый мог стать таковым. В синагоге проповедь читает самый грамотный член общины, а не обязательно по должности. Например, Иисус в родном городе прочитал проповедь и был для этого допущен. Правда за этого его чуть не сбросили со скалы, так как его проповедь горожанам Назарета не понравилась. Священники читали проповеди по жребию, и не было у них постоянной должности жреца, особенно после рассеяния. Поэтому они имеют преимущество перед другими народами, которые структурированы в управлении жёстко, как и те же японцы.


Вопрос:
Почему в сектах появляется сильная зависимость и замкнутость?
Орлов: Потому что все секты имеют целью создать духовное управление поведением членов секты и направлены на подавление их и самоутверждение главы секты. Этому способствует восточное учение об интимной связи учителя и ученика и полном подчинении последнего учителю. Это и создает тоталитарные секты. Даже Гурджиев был склонен создавать замкнутую секту поклонников четвёртого пути. Дело доходило до того, что он заключал с каждым контракт о соблюдении определенного устава, делающего его повелителем всех членов. Саногенное мышление как раз таки исключает создание секты.


Вопрос:
Может ли женщина одна без мужа нормально воспитать ребенка?
Орлов: Может, если у неё будут постоянные и хорошие отношения с мужчиной или мужчинами, которые буду общаться иногда с ребенком.


Вопрос:
Какую роль играет интуиция в жизни?
Орлов: Интуиция развивается в общении ребенка с матерью. Если он выработает способность предвидеть поведение матери на ближайшее будущее на основе её реального поведения, выражения лица, то тембру голоса и т.д., то выработается способность предвидения. Это и есть интуиция. Шизофреногенная мать препятствует развитию интуиции в силу того, что её поведение непредсказуемо для ребенка. Он теряет установку на прогнозирование и желание предвидеть, так как каждый раз он в этом оказывается неудачным. Развитие интуиции происходит в детстве. Если в детстве она не разовьётся, то трудно ожидать, что она будет потом.


Вопрос:
Можно ли считать, что обида возникает вследствие расхождение ролевых ожиданий с реальным исполнением роли другого человека, любимого человека?
Орлов: Ролевые ожидания предполагают приписывание другому определенной программы поведения. Если эта программа не совпадает с поведением другого, то будет обида. Не имеет значение или я назову эти ожидания ролевыми ожиданиями или приписываемыми другому программами поведения.


Вопрос:
Насколько объективно деление эмоций на положительные и отрицательные?
Орлов: Это деление не научно, вроде деления насекомых и животных на вредные и полезные. Биологи отказались от этого. Психологи не могут. Любые эмоции, если они есть, выполняют определенные функции в выживании. Поэтому такое деление — ненаучно.


Вопрос:
Мой любимый не называет меня по имени. Чем это можно объяснить?
Орлов: Остатками магического сознания. Раньше люди боялись называть своё подлинное имя для предупреждения колдовства. В архетипе хранится этот страх и поддерживается магическим сознанием. Это одна причина.

Другая может состоять в том, что называя Вас по имени в любовном экстазе он потом другую женщину в экстазе назовёт Вашим именем, что приведёт к скандалу и к ревности. Может быть и поэтому, имея плохой опыт, он воздерживается называть Вас по имени.

Следующая причина может состоять в том, что когда его наказывали всегда называли по имени и ласкали редко. А когда ласкали, то придумывали уменьшительные имена, которыми пользовалась только мать. А Вы не можете подобное придумать? Может быть, он будет откликаться на Ваше выдуманное Вами имя?


Вопрос:
Вы сказали, что псевдосексуальное поведение женщины, которая использует секс для изживания или контроля эмоций у мужа может привести к неинфекционным воспалениям в половых путях, так как гнев или подозрительность мужа она заглаживает совокуплением.

А если мужчина совокупляется, поддерживаемый не гедонистической установкой, а стремлением к престижу, то его сексуальное поведение становится формой достижения и удовлетворения престижа. Вполне возможно, что когда его престиж ущемляется, то он реагирует на эту ситуацию сексуально, но на подпороговом уровне. Нельзя ли предположить, что такого рода психосоматическая стимуляция может привести к простатиту? К эпидимиту? Сознательно ущемление престижа не является сексуальной ситуацией. Однако, бессознательно она является таковой.

Орлов: Я согласился, что не только потребность в престиже удовлетворяется в сексе, но и другие потребности и эмоции. Поэтому любая потребность, её фрустрация, может нести вклад в простатит или эпидимит, в случае её связи с сексом.


Вопрос:
Мысля саногенно, мы получаем облегчение, но другим это обстоятельство кажется “странным”?!
Орлов: Если окружающие шокированы тем, что Ваше поведение необычно, то есть Вы согласно обстоятельствам должны обижаться, а Вы не обижаетесь, то другие правильно шокированы. Если возникает эмоция, то Вы её должны имитировать или проигрывать так, чтобы окружающие считали, что Вы действительно обижаетесь. Попутно Вы угашаете свою эмоцию и расширяете самосознание.


Вопрос:
Как научиться не зависеть от мнения окружающих?
Орлов: Чтобы меньше зависеть от окружающих нужно саногенно размысливать ту эмоцию, которая связывает Вас с окружением. Связи с другим человеком образуются посредством эмоций. Контролируя эмоции, Вы контролируете эти связи, то есть становитесь независимыми от окружения. То, что именуется связью, на самом деле есть управление человеком со стороны окружения, а управление происходит с помощью эмоций. Контролируя эмоции, вы можете контролировать этот процесс управления.


Вопрос:
Если муж захотел быть свободным и не хочет говорить, где он бывает. Как быть?
Орлов: Предоставить ему свободу. Подумать над собственным поведением, отчего он старается уходить из дома.


Вопрос:
О загробной жизни: есть она или нет? Как насчёт научных доказательств?
Орлов: Вероятнее всего она есть, но нам до неё нет дела. Мы даже не помним, что было в утробе матери и до 2 лет не помним. А то, что не можем вспомнить, мы об этом не можем думать сознательно. Поэтому насчёт загробной жизни нужно иметь точное суждение: нам до него нет дела.

Другое дело общение с мёртвыми. Ритуалы, посещения кладбищ и воспоминания в родительский день. Но это общение односторонне, как это бывает и в жизни, когда мы общаемся с кем-то, а он не общается с нами. Общение с мёртвыми необходимо для управления страхом смерти и создания чувств бессмертия, жизни в делах и восприятиях близких.

Говорить о загробной жизни бессмысленно. Можно говорить о жизни после смерти. Конечно же, есть жизнь после смерти, посмотрите как она кишит в гробу! Смотря чья жизнь. После смерти остаётся нечто, что продолжает существовать, но нам опять до него нет дела. Вот такой должен быть подход.


Вопрос:
Как следует избавиться от навязчивого нежелания ходить на работу?
Орлов: Нужно точно установить, что на работе не нравится и обдумать причины отвращения.


Вопрос:
Как помочь людям, которые ходили к Джуне? На них проклятие и им во всём не везет?
Орлов: Нужно заняться СаноГенным Мышлением /СГМ/ и не заниматься колдовством.


Вопрос:
Белые и чёрные маги. Как от них защититься?
Орлов: Нужно правильно мыслить и понять смысл колдовства, тогда они не смогут влиять на Вас.


Вопрос:
Как быть при неразделённой любви?
Орлов: Стать здоровым. От такой неразделенной любви нужно лечиться как от навязчивости. Нормальное чувство поддерживается чувством любимого человека. Если Вас любят больше, то и Вы любите больше и наоборот. Если это равновесие нарушено, то будет невроз.


Вопрос:
Человек слышит голоса. Как быть?
Орлов: Нужно вступать в общение с голосами. Если голос говорит что всё про Вас знает и критикует, то можно его проверить, спрося: “Вот я взял горсть горошин, скажи сколько горошин у меня в кулаке?". После этого голос затихнет. Но он может начать свою песню и вы снова ловите его. Знайте — этот голос знает только то, что Вы знаете и может только то, что Вы можете. Его не следует бояться.


Вопрос:
Как быть если в голове шумы?
Орлов: Прислушиваться к ним.


Вопрос:
Как вести себя, если соседи делают пакости?
Орлов: Попытайтесь понять отчего они это делают и в чём состоят эти пакости.


Вопрос:
Сестра заявляет, что я её не люблю. Я не могу убедить её в обратном. Когда убеждаю её, она сердится.
Орлов: Не нужно убеждать, нужно согласиться с тем, что она считает, что Вы её не любите. Вообще, не следует монотонно повторять тщетные действия или проекты. Нужно менять тактику. Если не получается так, сделайте иначе. Одна и та же цель может быть достигнута различными методами.


Вопрос:
Как долго следует добиваться любви у женщины? Возможно ли добиться любви, если её сейчас нет?
Орлов: Столько, сколько Вас на это хватит. Не следует добиваться, так как любовь это не приз.


Вопрос:
Ваше мнение об учении Ошо?
Орлов: Это философское обобщение современной мистики.


Вопрос:
В чём суть метода НЛП?
Орлов: Это научное обоснование методов колдовства путем эриксоновского гипноза.


Вопрос:
В чём состоит радость старости?
Орлов: Наверное, утихомиренность страстей, свобода от многих обязанностей перед близкими, которые уже сами взяли на себя ответственность за себя.


Вопрос:
У детей цель стать взрослыми. Какова цель взрослого?
Орлов: Жить благополучно.


Вопрос:
Почему в благополучных семьях дети становятся преступниками?
Орлов: Наверное, эти семьи не благополучны.


Вопрос:
Как избавиться от клаустрофобии?
Орлов: Заняться саногенным мышлением или идти к психотерапевту.


Вопрос:
В Евангелии сказано что человек может спасти свою жизнь, но потерять душу. Как это может произойти?
Орлов: Если некто спас жизнь с помощью большого предательства или плохого поступка — его будет мучить совесть и это есть "потерять душу".


Вопрос:
Что значит люди "не от мира сего"?
Орлов: Это те, которые увлечены делом или своими проблемами настолько, что отличаются от большинства людей.


Вопрос:
Какие биохимические вещества образуются при эмоциях?
Орлов: Смотря при каких. Лучше всего прочитать брошюру "Эмоционалный стресс и его психологическая структура". Структура биохимии изменяется от стресса или от эмоций


Вопрос:
А что делать, чтобы мать не делала тебя всегда виноватой?
Орлов: Изучать саногенное мышление вины. /См. раздел "Занятия", Занятие №3 "Размышление вины"/


Вопрос:
Что такое нормальная семья с точки зрения СГМ?
Орлов: Семья, в которой ее члены благополучны. Этого можно достичь с помощью СГМ.


Вопрос:
Что такое женщина?
Орлов: Это продукт высшей биологической эволюции. Органы отличающие её от мужчины сформировались в развитии репродуктивного поведения живых существ. Рабы размножаются как растения, безответственно и миллионы икринок погибают.

Лосось в верховьях реки мечет икру на быстром течении среди гальки. Промежутки между камешками являются местом, в котором происходит оплодотворение. Влагалища, как места оплодотворения, у рыб нет.

Трехиглая колюшка, самец, по описанию Тинбергена строит влагалище. Потом влезает сам в неё и обволакавает гнездо липкой слизью, приспособляя его в место для оплодотворения. Потом заманивает туда самку и толчками в брюшко побуждает самку метать икру в искусственное влагалище. Потом изгоняет самку из влагалища и совершает процесс осеменения. Оплодотворенные икринки живут под охраной отца пока не вырастут. В данном примере рыбка строит не гнездо, а влагалище, которое превращается в матку и в конце репродуктивного цикла ненадолго становится гнездом. Поэтому неправильно называть её гнездом. Гнездо, в котором вырастают вылупившиеся детеныши. А здесь происходит оплодотворение. Цикл проходит фазы построения: влагалища, матки, гнезда.

Это сложное поведение построения влагалища образовалось в воде в ранние периоды эволюции. Программы этого поведения сохранились. И когда живые существа вышли из воды, то на суше не было возможности строить влагалище из внешнего материала как в воде. Поэтому млекопитающие самки воспользовались готовыми программы репродуктивного поведения и перенесли их на морфогенез и сформировали влагалище в себе с помощью своего тела. К сожалению, нет систематического исследования репродуктивного поведения живых существ. Это исследование дало бы возможность ответить на вопросы, как сформировались программы гнездостроения.

У многих птиц оплодотворение связано со строительством гнезда. Но оно происходит уже в теле самки, а не в гнезде. Функцию матки исполняет растущее яйцо и потом продолжается в гнезде, в котором происходит высиживание.

Далее поведение ухода продолжает функцию матки и называется уже воспитанием. Существует поведенческое гнездо, которое состоит из программ поведения родителей относительно детеныша, обеспечивающие рост, питание и обучение жизни.

В женщине весь репродуктивный цикл живых существ достиг совершенства именно в человеке. Однако функция женщины выходит за пределы репродуктивной. Она обеспечивает развитие и рост не только детёныша, но ещё и самца, родителя и мужчины.

Моделирование этого цикла в пробирках говорит о том, что человечество выходит на стадию, которая зафиксирована в поведение описанной нами колюшки. И по сути это регресс.


Вопрос:
А как быть женщине, которая не может рожать естественно?
Орлов: Пусть делает так, как она хочет. Человек имеет право совершать регрессивное поведение. В этом состоит его свобода.


Вопрос:
Как женщине быть женственной?
Орлов: Просто быть такой, какая она есть и благополучной, без желания быть женственной. Потом всё само образуется.


Вопрос:
Как не откладывать намеченные действия?
Орлов: Тщательно продумать решение и исполнять его. Не следует развращать свою волю путём отказа от выполнения принятых решений. Поэтому важно не принимать решений, которых Вы не намерены выполнять. Это постепенно сделает Вашу волю достаточно сильной. А если решения принимаются и потом отменяются, то это ослабляет волю, так как после принятия решения в нормальном человеке выполнение его должно происходить естественно и без насилия, как это происходит в импульсивном поведении. Нужно воспитывать свою волю.


Вопрос:
В Евангелии есть понятие "сыны мира сего" и "сыны не от мира сего". Как Вы это понимаете?
Орлов: Не от мира сего те, кто разделяет те схемы жизни, которые не совпадают с идеями культуры и большинства. Ведь культура — это набор кодов программ поведения, приемлемых в данной культуре. Отклоняющиеся от программы — не от мира сего.

Однако преступники от мира сего, так как разделяют общепринятую систему ценностей, только способы достижения их девиантны.


Вопрос:
Может ли человек, овладевший саногенным мышлением быть открытым и искренним? Ведь он лицемерит, развдваивается: когда, не обидевшись, делает вид, что обижен.
Орлов: Раздвоение, которое происходит свободно и легко не является лицемерием, если раздвоение не используется во вред другим.

Суть СГМ не в ликвидации эмоций, а в контроле. Поэтому не думайте, что Вы, овладев СГМ, перестанете обижаться. Однако, Ваша обида будет кратковременной, достаточной для правильного поведения, направленного на достижение согласия. А патогенное мышление состоит в том, что само мышление и поведение программируется обидой. В этом большая разница.

Овладев СГМ Вы станете более открытым и искренним, так как Вы владеете чувствами, а не наоборот чувства владеют Вами.


Вопрос:
Как сформировать образ для других?
Орлов: Не надо его формировать, он сам образуется. Надо его только познать.


Вопрос:
Можно ли изменить поведение: напьётся и ищет конфликта с окружающими.
Орлов: Нужно применять бесконфликтное поведение и не воспитывать его.


Вопрос:
Не хочется учиться в вузе, скучно. Что делать?
Орлов: Найти в учебе в вузе то, что Вам доставляет удовольствие и избегать того, что приносит неприятность.


Вопрос:
Какое поведение будет дольше сохраняться или то, что возникло вследствие насилия или то, что выработано ненасилием?
Орлов: Отрицательное подкрепление и угроза не создаёт новых видов поведения, а только мобилизует и организует старые виды поведения. Оно сохраняется лучше, так как происходит двойное подкрепление: избавлением и позитивным подкреплением.

Поведение ненасильственное хуже сохраняется, но больше возможности для творчества и достижения счастья и благополучия.


Вопрос:
Многие, выучившись СГМ, порывают со своим окружением. Чем это объяснить?
Орлов: По-видимому, старое окружение их тормозит и не даёт им удовлетворения.


Вопрос:
Как понимать Бога? Являются ли законы природы Богом?
Орлов: Нет. Они сами сотворены Богом. Приняв Бога мы должны и выводить из этого и следствия. Бог управляет поведением тех, кто чувствует в себе Бога. Часто служение в интересах своего сообщества воспринимается и переживается как угодное Богу.


Вопрос:
Надо ли преодолевать отвращение к собственному правительству? Как нужно относиться к лечению уриной? Аллергия на пыльцу связана с отвращением? Отвращение к убийству. Как быть с убийством теплокровных животных и с убийством рыб? Какие профзаболевания бывают у психотерапевтов? Как изживать отвращение путем ненасилия над собой?

Орлов: Надо, во-первых, отказаться принуждать себя к поведениям, вызывающим отвращение. Во-вторых, нужно стремиться создавать начальным фазам этого поведения положительное подкрепление. Мать говорит: лизни и понюхай, и после этого ребенок может начать есть пищу, от которой он отказывался. Пример с обучением есть личиной непарного шелкопряда. Михайлов ел личинок на собрании в Лужниках. Отвращение может быть изжито только ненасильственно. Принуждение недопустимо.

Нужно мыслить отвращение как эмоцию, которая запрещает какое-то поведение. Поведенческий подход должен быть.


Вопрос:
Что делать, чтобы дочь не стала наркоманкой?
Орлов: Просвещение и благополучие.


Вопрос:
Почему многие хотят властвовать?
Орлов: Потому что не умеют управлять ненасильственно поведением своим и других. Потребность в доминировании является потребностью управления поведением. Когда человек не умеет управлять ненасильственно, то эта потребность удовлетворяется через насилие и принуждение. Постепенно это начинает нравиться. Потребность властвовать — невротическая потребность невротического общества. Поэтому многие хотят властвовать.


Вопрос:
Рейки. Лечение — фантазия или техника?
Орлов: То и другое. Энергия тела подчиняется нашему уму в различной степени. Техника рейки облегчает это управление энергией и может способствовать исцелению. Главное, уметь это делать.


Вопрос:
Какие методы используются в тренировке разведчиков?
Орлов: Не знаю.


Вопрос:
Что же главное для человека?
Орлов: Для нормального человека — быть благополучным, в согласии и гармонии с самим собой. Для невротика — удовлетворение какой-либо выпячивающейся потребности, которая усиливает дисгармонию и неблагополучие, особенно с достижением целей этих потребностей.


Вопрос:
Чем кончается жизнь проституток?
Орлов: Тем же, что и у всех — смертью. Но для человека важно как умереть. Поэтому у проститутки прежде всего смерть наступает и будет зависеть от того сможет ли она создать приличную семью.

Вопрос:
Я — обидчива. Может быть это от эгоизма?
Орлов: То, что именуется эгоизмом является особенностью личности, которая приводит к тому, что другие его воспринимают как эгоиста. С другой стороны, это понятие себялюбия, понимаемое извращенно. Эгоист тот, у которого себялюбие проявляется в виде причинения неприятностей для других и в конфликтах. Эгоизм можно рассматривать как несовершенство любви, в которой любимый человек вместо того, чтобы радоваться, страдает.


Вопрос:
Мне не прибавили оклад, а бездельнику рядом прибавили. Обидно. Не хватит у меня сил драться за деньги и противно унижаться.
Орлов: Тогда надо учиться СГМ, чтобы не обижаться.


Вопрос:
Сын увлечён современной музыкой. У него портится вкус. Оказался в компании фанатов. Как быть?
Орлов: Пустить по течению и приглядывать и постепенно пытаться незаметно приобщать к настоящей музыке. Лучше всего пусть сам учится играть на каком-либо инструменте. Для этого лучше, чтобы его фанаты тоже учились играть.


Вопрос:
СГМ — оправдание лжи. Так можно всё оправдать!
Орлов: Смирение и всепрощение, а не улучшение окружающего мира.


Вопрос:
Как можно быть готовым ко всяким не этичным поступкам?
Орлов: Для этого нужно изучать СГМ. Главное различать кесарево и Богово. Если я прощаю, то кесарь не должен прощать. Каждый человек находится в божественных отношениях и гражданских. Прощение — Богово. Гражданское общение может регламентировать и наказание и прощение и точную меру того и другого. Человек в отношении к близким долен уметь различать эти две стороны бытия. Этому учил Спаситель. Если вы любите человека, который должен быть наказан, то предоставьте это делать тем, кто этим должен заниматься, а не берите это на себя.


Вопрос:
Порфирий Иванов. Как Вы к нему относитесь?

Орлов: Это странная система оздоровления с каким то мистицизмом. А по сути это всё известно.

Люди нуждаются в мистике и в живом Боге. Если они его не могут найти в церкви, то сами создают его и добавляют свои чаяния, связанные с достижением здоровья.

Соразмерение оздоровления и закалки с космическими циклами полезно. Не следует думать, что недельный цикл простая выдумка. Это выражение лунного цикла, влияние которого на нас чувствует каждый.


Вопрос:
Я всегда спокоен и не обижаюсь. Думаю это плохо.
Орлов: Верно. Эмоциональная тупость — признак шизофрении.


Вопрос:
Почему же всё-таки, чем больше любишь человека, тем больше его ненавидишь и обижаешься?
Орлов: Это естественно, так как Вы очень обидчивы. Выход есть в овладении саногенным мышлением.


Вопрос:
Откуда берется чувство вины перед матерью? Меня это преследует более 15 лет, а мне всего лишь 28.
Орлов: Лучше всего заняться саногенным мышлением. Там есть тема вины (занятие №3 "Размышление вины"). Почитайте книгу "Обида. Вина".


Вопрос:
Как разговаривать с человеком который пьёт? У него на всё Орлов: "не твоё дело!".
Орлов: Нужно отстать от него и не приставать. Ведь он прав: Вы не можете изменить что-либо пока он сам не захочет изменить. Хотя это Вас и касается.


Вопрос:
Следует ли детям говорить "как тебе не стыдно"? Это не вредно?
Орлов: Следует обучать их стыду, но в меру. Крайности всегда вредны.


Вопрос:
Как вы относитесь к науке разума? Философскому учению позитивного мышления.
Орлов: Недавно (1998 г.) руководители Науки разума прошли курс саногенного мышления. Поэтому они выше своих учителей из США, которые не знают СГМ.


Вопрос:
Как бороться против страха перед мучительной болезнью и не только перед страхом смерти?
Орлов: Организм с помощью болезни борется за выживание. Так и нужно относиться к болезни. Нужно принять её и болеть. Однако, есть болезни естественные, вроде простуды или травмы перелома и болезни извращенные, которые не способствуют выживанию, например язвенная болезнь или панкреатит. Эти болезни не способствуют выживанию. Это не болезни адаптации, о которых говорил Селье.


Вопрос:
А если от рака умирает ребёнок? Почему, какова причина?.
Орлов: Но мы не знаем какой стресс переживает ребенок и сколько у него страха. Рак — это паническое усилие организма к выживанию путём обновления клеток и потеря централизованного управления.


Вопрос:
Как начать вести дневник СГМ?
Орлов: Нужно просто описывать свои состояния и переживания. Честно и для себя, чтобы можно было вернуться к ним, понять их и размыслить.


Вопрос:
Можно ли избавиться от лени с помощью СГМ?
Орлов: Лень — это продукт воспитания и извращённости. Вы не сможете спокойно лениться и пребывать в блаженном недеянии. Этому мешают мысли и вина. Быть в блаженном недеянии доступно только мудрому. Обыкновенный человек, ленясь, страдает от чувства вины.


Вопрос:
Анонимные алкоголики. Кто они?
Орлов: Это общество, которое помогает бывшим алкоголикам и наркоманам адаптироваться к жизни путём организации досуга.


Вопрос:
Почему всегда получается так, что чем больше хочешь, тем меньше возможность удовлетворения?
Орлов: Сильное желание и его удовлетворение связаны не прямо. Чем тоньше и сложнее техника удовлетворения, тем сильнее мешают удовлетворению желания. А если удовлетворение простое, то сила желания способствует удовлетворению. Это заметно в сексе.


Вопрос:
Нужно ли бороться с болезнью и победить её?
Орлов: Нужно просто правильно болеть, а не бороться, нужно в меру лечиться. Но смотря какая болезнь. Естественные и не естественные болезни следует принимать во внимание.


Вопрос:
Существует ли наказание за грехи после смерти?
Орлов: Наказание за грехи существует в этом мире. А в загробном некого наказывать, так как человеку там не больно. Для боли нужно иметь тело, а его у него нет.


Вопрос:
СГМ может вылечить бронхиальную астму?
Орлов: Астму нужно лечить методом Бутейко. Однако, если болезнь связана с эмоциями, то нужно ещё и СГМ.


Вопрос:
Как страх порождает алкоголизм и зависимость?
Орлов: Любая плохая эмоция, если она ослабляется с помощью алкоголя, приводит к тому, что алкогольное поведение становится химической защитой против стресса. Если эта ситуация повторяется, то происходит научение алкоголизму.


Вопрос:
Верно ли, что когда думаешь о плохом случается плохое и о хорошем то — хорошее?
Орлов: Не обязательно. Всё зависит от того как думать. Думать о несчастии близких — накликать несчастье. Думать хорошо — потерять бдительность и прозевать неправильное развитие. Все зависит от того, как думать и каковы обстоятельства.


Вопрос:
Мой опыт говорит о том, что если я чего-то боюсь, то это обычно не происходит, а если не боюсь, то происходит. Как это согласовать с Вашим подходом об индукции несчастий через страх?
Орлов: Что такое страх? Это переживание, запускающее поведение избегания или избавления от опасности. Если это поведение эффективно, то страха не будет, он исчезнет. Если же оно встречает препятствие или не эффективно, то страх отстанет. Страх это то, что регулирует и управляет поведением избегания. Всё зависит от качества поведения и от точной программы. Если программа не точная, плохо отработана, то страх держится тем, что поведение не осуществляется. Следовательно у Вас, по-видимому, конструктивный страх, который приводит в движение эффективные поведения избавления или избегания. Этим и объясняется то, что Вы сказали.


Вопрос:
Если человек привык применять насилие к себе, есть ли у него шанс вернуться к ненасилию к себе?
Орлов: Насилие возникает из страха. Уменьшение страха и нетерпимости сделают возможным управление самим собою без насилия и принуждения. Нужно чтобы дело, к которому вы принуждаете себя начало Вам понемногу нравиться. Потом не потребуется насилия. Для этого важно соблюдать принцип "усилия на грани приятного". Чем больше дел, которые вы совершаете с удовольствием, тем меньше насилия и тем больше свободы. Насилие и свобода противоположны.


Вопрос:
Как устранить плохое поведение без принуждения и насилия?
Орлов: Путём угашения. Надо сделать так, чтобы данное плохое поведение исполнителю перестало приносить удовольствие. Это сделать трудно, но искусство управления поведением может это преодолеть.


Вопрос:
Насилие и манипуляция. Чем они отличаются?
Орлов: Здесь слову манипуляция придан особый эмоциональный вес. На самом деле манипуляция естественное звено любого акта управления собой или другим. Однако, в тех случаях, когда в управлении применяется насилие, говорят о манипуляции. Однако и в ненасилии имеет место манипуляции, но тогда об этом не говорят как о манипуляции.


Вопрос:
Чем терпимее толерантнее общество, тем меньше в нём насилия?
Орлов: Не обязательно. Сегодня государство толернантно к коррупционерам, но это не уменьшает насилия в обществе. Всё зависит от того против кого направлено терпимость и против кого — насилие.


Вопрос:
Если «быть любимым», что же мне всё время выражать удовольствие?
Орлов: Любое поведение адекватно, если оно к месту. Если вы всегда выражаете удовольствие, то вас сочтут юродивым или блаженным.

Вопрос:
Отчего возникает неодолимое влечение? Генетика причём?
Орлов: Если есть неодолимое влечение, то удовлетвори его. Тогда не будет влечения. Насчёт генетики лучше всего ориентироваться на запах пота другого человека. Если он нравится и приятен, запах подмышек, то наверное это свидетельствует о близости генетической. Астрологи считают, что это зависит от даты рождения: в годичном цикле — разница в 4 месяца, в суточном цикле — в 8 часов. Но в последнем случае надо принимать во внимание и годичный цикл.


Вопрос:
Что побуждает нас любить другого?
Орлов: Желание получить любовное удовольствие, если у Вас есть способность получать это удовольствие. Однако если у Вас нет этой способности, то не следует принуждать себя к ней. Любовь свободна.


Вопрос:
Многие рассматривают внутренний конфликт как черту характера и вследствие этого не в состоянии изменить свой характер. Как сделать так, чтобы характер менялся?
Орлов: Саногенное мышление может обнажить этот конфликт, сделать его сознательным и таким образом устранение влияния данного конфликта приведёт к изменению характера. Хотя трудно предсказать, в каком направлении будет меняться характер.

О наличии внутреннего конфликта свидетельствует определенная эмоция, например, обида, вина или стыд. Это истинно внутренние конфликты. Если эти эмоции приобретают хронический характер, то можно вести речь о хронических внутренних конфликтах. Такие черты как обидчивость, хроническое чувство вины или комплекс неполноценности являются фундаментальными чертами характера, которые проявляются и в других чертах.


Вопрос:
Какие есть виды черт характера?
Орлов: Черты могут быть следствием научения социального поведения, обращенного на других. Главное различие черт в том, каким образом происходит научение: если подкрепление избавлением, то образуются защитные черты характера, к примеру, обидчивость или самоуничижение, если же шаблон поведения подкрепляется конструктивным положительным подкреплением, то формируются конструктивные черты, например, мотивация успеха или аккуратность.


Вопрос:
Правильно ли, что умные не обижаются, а делают выводы?
Орлов: Нет — неправильно. Умные как раз должны обижаться, но правильно саногенно размышлять потом и не находиться в состоянии обиды долгое время.


Вопрос:
Родители ожидают успеха от детей, а не получается. Как избежать конфликта отцов и детей?
Орлов: Надо строить правильные ожидания, реалистичные.


Вопрос:
Если еда удовольствие, то как от неё отказаться при склонности к перееданию?

Орлов: Надо научиться получать удовольствия столько же, но съедая меньше. Научиться есть правильно.


Вопрос:
Обида на себя побуждает к самосовершенствованию?
Орлов: Это не обида, а скорее стыд.


Вопрос:
Вы сказали: "Отстань от своих детей и посмотри, что будет". Известно что будет! Немытая посуда, незастеленная постель, немытый пол, вещи разбросанные.
Орлов: Надо ненасильственно приучать детей к адекватному функционированию в обществе, постепенно. Чем больше принуждения сегодня, тем его больше потребуется завтра.


Вопрос:
Человек умирающий от рака, как ему быть?
Орлов: Наркотики и умирать надо дома, а не в больнице. Правильно поступают врачи, когда умирать выписывают. Это хорошо для умирающего и для статистики.


Вопрос:
От гнева мужа я прихожу в оцепенение. И это приводит меня к депрессии. Как выбираться из этого?
Орлов: Принять депрессию и понять какие мысли приводят к ней и работать с соответствующими эмоциями.


Вопрос:
С какой эмоцией связан псориаз?
Орлов: Он связан со стрессом, который вызывает страх и защиту через кожные реакции организма. Древняя филогенетическая защита в виде ороговения кожи.


Вопрос:
У мальчика страх темноты и влечение к ужастикам из фильмов?
Орлов: Это страх образовался ранее и нужно поинтересоваться, когда в детстве это произошло. Страх темноты только выражение этого страха.


Вопрос:
Как преодолеть фобию воды и фобию полёта в самолёте?
Орлов: Это фобии, за которыми скрывается некоторый подлинный страх, который надо распознать и он образовался давно. По-видимому, это фобия утраты контактов с матерью.


Вопрос:
Что делать со страхом страха?
Орлов: В детстве Вас наказывали за то, что Вы испытывали страх и стыдили. Поэтому образовался страх страха. Это неестественно. Нужно заново научиться бояться правил. Бояться там, где страшно и не сдерживать страх.


Вопрос:
Ребенок родился с асфиксией при родах и у него обостренное ощущение страха.
Орлов: Асфиксия родовая не может стать источником страха, так как ребенок до родов ещё не дышал. У него не может быть страха удушья. А реальное удушье приводит не к страху, а к эйфории.


Вопрос:
Боюсь, что моя мать-психолог внезапно умрёт?
Орлов: Кто Вас запугивал тем, что мама может внезапно умереть? Отсюда и остался страх. Страх внезапной смерти — наученный страх.


Вопрос:
Моя мама меня всегда предупреждала, чтобы я вела себя хорошо. Сейчас же я не могу вообще общаться, так как боюсь оказаться в неловкой ситуации. Что мне делать с собой?
Орлов: Заняться саногенным мышлением.


Вопрос:
Как быть с отвращением к школе у детей, к приготовлению домашних заданий?
Орлов: Перестать их принуждать и заставлять.


Вопрос:
Как же избавиться от аллергии?
Орлов: Аллергия это органическое телесное отвращение. Надо начать с психических отвращений и опускаться ниже.


Вопрос:
Может ли быть аллергия врожденной? Ребенок из роддома сразу же аллергичен. Разве здесь виновата мать?
Орлов: Экология и то, что ела мать имеет значение.


Вопрос:
Как побороть своё отвращение к своему телу?
Орлов: Надо воспроизвести те ситуации из жизни, в которых кто-то значимый для тебя с отвращением смотрел на твоё тело, часть тела, на физическое отправление или говорил о нём с отвращением.


Вопрос:
Разница между обидой и отвращением?
Орлов: Это разные вещи. Их сходство состоит в том, что в том и другом случае ожидания не подкрепляются. При обиде ожидания о поведении другого человека, а при отвращении ожидания вашего тела и личности о том, что входит в Ваше тело или касается его.


Вопрос:
В духовной программе дано ничего не делать для себя ибо это корысть. Мы должны отдавать, ничего не ожидая взамен.

Орлов: Нужно отказаться, отдавая, получать что-то взамен. Нужно достичь равновесия между тем, что Вы делаете для себя и для других так, чтобы они не вступали в конфликт.


Вопрос:
Как внушить отвращение к алкоголю?
Орлов: Это умеют делать врачи. Важнее избавиться от тех эмоций, которые конвертируются в алкогольное влечение для избавления от эмоционального стресса.


Вопрос:
А если мальчик, мастурбируя представляет взрослую женщину, учителя или кого-либо другого, то будет вред?
Орлов: Думаю, что при этом меньше вреда, чем он представлял бы незрелое в половом отношении существо, например девочку за соседней партой в пятом классе. Тогда будет в нём развиваться педофилия. Хотя для этого ещё надо, чтобы была и задержка развития на инфантильной стадии. Если он представляет гомосексуальные сцены, то будет развиваться гомосексуализм. Поэтому важно вовремя остановиться.

Вопрос:
Откуда берётся стремление к симбиозу? Можно ли избавиться от симбиоза?
Орлов: Симбиотическое поведение возникает как средство защиты против стресса и опасностей.

Вопрос:
Сын не разрешает встречаться с внучкой и применяет ко мне насилие. Невестка налгала что-то сыну. Как мне поступить?
Орлов: Переждать. Потом разобраться и не настаивать на своём и не пугать невестку. Она ведь имеет влияние на сына.


Вопрос:
Нарбеков рекомендует каждый день вызывать в себе образ силы молодости и здоровья. Правильно ли это?
Орлов: Это внушение силы и здоровья вполне допустимо. В данном случае нет насилия. Никто не хочет быть слабым и нездоровым. Поэтому это внушение нельзя рассматривать как насилие. Насилие или ненасилие всегда включает в себя отношение управления. А здесь нет угрозы за то, что будет, если ты не будешь сильным.


Вопрос:
Вы однажды сказали, что союз семьи и школы плох. Он не даёт выхода и свободы ребёнку?
Орлов: Да. Любой союз плох, если используется для слежки, насилия и принуждения. Но этот союз может быть хорошим, правда, трудно на это надеяться при современном состоянии школы. Лучше самому установить союз не со школой в целом, а с учителем Вашего ребёнка в целях мира и благополучия ребёнка, а не слежки и контроля.


Вопрос:
Ребёнок прогуливает школу. Как быть?
Орлов: В школе ему плохо. Нужно узнать, от чего в школе ему хорошо и от чего плохо и постепенно приспосабливать его к школе. Нужен контакт с учителем. В результате учение перестанет быть принудительным.


Вопрос:
Страх высоты. Хочется выпрыгнуть из окна. Как с этим бороться?
Орлов: Пусть представляет подробно, как он выпрыгнет и как переломает себе кости и будет лежать в гипсе. Чем детальнее он воспроизведёт, тем быстрее произойдет изживание.


Вопрос:
Если мужчина постоянно давит на жену и обращается с ней как с собственностью. Есть общий ребёнок. Как его поставить на место?
Орлов: Нужно, чтобы этот мужчина от доминирования не получал удовлетворения и получал его в чём-то другом. Произвести замещение доминирования.


Вопрос:
Часто снятся сны — экзамены, волнуюсь и переживаю. Что делать?
Орлов: Нужно реально воспроизводить те экзамены, которые снятся и саногенно размысливать источник того переживания, которое возникает на экзамене.