Главная \ Публикации \ "Беседа о саногенном мышлении" — М., 1999.

Беседа о саногенном мышлении

С президентом отделения психологии Международной Академии Информатизации, академиком МАИ, профессором Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктором психологических наук Ю.М. Орловым беседует декан факультета клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии, член-корреспондент МАИ, кандидат медицинских наук В.А. Владимирцев

 

«Сколько люди изобретают способов,
чтобы душу свою успокоить и удовлетворить;
но не могут изобрести в мире ничего,
чем бы она успокоилася и удовольствовалася...»

Святитель Тихон Задонский

В.В. Юрий Михайлович, вы являетесь автором принципиально нового направления в психотерапии, которое назвали «саногенным (то есть несущим выздоровление) мышлением». Ваша несхоластическая психология обращена к нуждам и проблемам каждого человека. Вы широко известны как крупный психолог, философ, историк и педагог. Ваши нестандартные суждения и размышления всегда вызывают большой интерес не только в научном сообществе, но и среди широкой публики.

Как  известно,  сегодня  одной  из  важнейших  задач реабилитологии  является  развитие   психологической  теории психотерапии и психологических основ восстановительного лечения. Давайте поговорим с вами о саногенном мышлении (СГМ) и  проблемах общей и медицинской психологии, которые можно решать, используя вашу теорию и метод СГМ-терапии.

Ю.О. Спасибо за приглашение. Мне особенно приятно представить некоторые результаты своих исследований и научных поисков здесь на новом факультете клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии. И прежде всего я хотел бы обратить ваше внимание на то, чем мой подход отличается от других психотерапевтических направлений.

СГМ-терапия относится к классу когнитивной психотерапии, видными представителями которой были А.Бек, А.Эллис и др. Она может применяться в сочетании с любым иным видом психотерапии в той мере, в какой связана с управлением умственным поведением человека.

Мне удалось выяснить, что любая эмоция, которую принято рассматривать как проявление бессознательного, имеет точное определение на языке конкретной программы умственного поведения, в результате которой она бессознательно и возникает. Человек осознает только ее результат. Я смог описать операциональную структуру, то есть психическую структуру эмоций с точки зрения «поведения   ума»,   операциональных   программ   поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.

И вот, когда передо мной предстала внутренняя структура эмоции  со всей ее очевидностью, я разработал систему оздоровительного саногенного мышления. Моя система позволяет постепенно научить пациента, как впрочем и любого здорового человека, делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать эти умственные операции. Убедившись экспериментально и практически в эффективности своей теории, я стремлюсь теперь широко популяризировать эту мощную систему лечения и оздоровления.

В.В. Вот это мы с вами и обсудим. А пока несколько предварительных вопросов. За последние годы психология стала заметной частью массовой культуры. На страницах газет и журналов, в эфире пышно расцвела упрощенная,    неакадемическая, вульгарная   поп-психология, поставляющая эрзац-знания массовому потребителю. Способствует ли это хоть в какой-то мере решению внутренних проблем человека, расширению его представлений о себе и мире или, наоборот, замыкает на частностях и заводит в тупики самообмана?

Ю.О. Вы подняли очень важную проблему. Действительно у нас возник   обширный   рынок   частных   психологических   и парапсихологических услуг. И, соответственно, в нем, конечно, следует различать научную и псевдонаучную составляющие. Время сейчас такое, что людям нужно разобраться прежде всего в себе, чтобы найти внутреннюю опору и адаптироваться к резко меняющемуся окружающему миру.

Обратите внимание, что человек всегда создает для себя свою философию обыденной жизни. Если он болеет, то у него возникает своя философия болезни. Если испытывает неурядицы в семье, то он вынужден действовать в соответствии со своей философией любви или философией воспитания.    Главной составляющей этой философии являются знания о человеке. А то, как организуются эти знания, зависит от философской культуры и знания психологии.

Сегодня психологическая грамотность нужна всем. Обычная бытовая  психология уже  не  справляется  с  мощнейшими информационными потоками. И вот тут, на фоне различных стрессорных факторов, появляется масса парапсихологических посредников, предлагающих рецепты на все случаи жизни. Хочешь быть счастливым - действуй так, здоровым - эдак, богатым - поступай таким вот образом. Ну, а если очень уж неймется, то даже душу собственную можно на время отправить в путешествие. Только вот с кем и куда?

Погружение    в    эту    стихию    психологических    и парапсихологических услуг, увлечение рецептами псевдопсихологов, а тем более различных магов и колдунов, может привести к очень печальным результатам. Это толкает на изменение философии мышления и поведения человека, так что он оказывается в хроническом конфликте как с самим собою, так и с другими. А внутренний конфликт как раз и является основой хронического эмоционального стресса, ведущего к психосоматическим болезням. Более того, психологическая безграмотность и плохая философия жизни могут затянуть человека в мистическую и оккультную паутину психологического рабства.

В.В. Выходит, что поп-психология и все что с нею связано прельщает тех, кто не умеет справляться со своими желаниями, страстями, потребностями, людей, остановившихся на пути духовного развития. Их, как бы, подбирают. Они же, пытаясь спрятаться от мира и от себя, легко впадают в соблазн и самообман. Согласитесь, что здесь явно ощущается и мистическая сторона.

Ю.О. Что вы конкретно имеете в виду?

В.В. Ну, вот хотя бы   такое предостережение крупного религиозного мыслителя Петра Иванова: "Существует голос недобрый, чужой. Обыкновенно он предпочитает сливаться с человеческими желаниями... Но может и заговорить. Это, во всяком  случае, будет ненормальное состояние, - зловещий признак той или иной гибели. Кто не собирается вступать с этим духом в тайный договор - должен сопротивляться. Однако, неверующие или мало верующие не имеют никаких средств обороны. Сначала, обольстив "глубокими мыслями, или переживаниями интересных ощущений, (с каждым голос заговаривает, сообразно его вкусу, он может притвориться и очень добрым и святым), скоро начинает влечь к самоубийству; если человек не поддается этому внушению, то, обыкновенно, впадает в тяжелую психическую болезнь, в мучительнейшее состояние связанности всех своих чувств, лишение самого себя и своей воли". Я просто продолжил вашу мысль о деструктивной духовной реальности, отметив мистику демонизма.

Кстати, по данным оргкомитета Всероссийского конгресса специалистов по паранормальным технологиям, в России практикуют около полумиллиона экстрасенсов и колдунов, которые «окормляют» огромное количество населения. А Президент Профессиональной психотерапевтической лиги профессор В.В.Макаров считает, что в этой альтернативной «психологии» вращается столько же средств, сколько во всей медицине.

Ю.О. Эта тема большой глубины и ответственности, ведь действительно каждая энергия имеет свой источник и непременно свою нравственную  окраску.  Мы  можем, конечно, коснуться и трансцендентного, и даже самой "тайны беззакония, которое уже в действии". Но, я полагаю, нужно сделать это в отдельной беседе, пригласив, естественно, богословов. А пока давайте все-таки научно рассматривать душу как сложное информационно-энергетическое единство сознательного и несознательного (подсознательного и бессознательного) в человеке, которое управляет нашим поведением мышлением и чувствами в направлении достижения более высокого уровня жизни и благополучия себя и окружающих.

В.В. Мне хотелось бы добавить к этим вашим словам такое вот высказывание русского философа И.А.Ильина, который, в отличие от духа, не считал человеческую душу свободной: «...Прежде всего она (душа) связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности... Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли... Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению...»

Ю.О. Но ведь еще Аристотель выдвинул концепцию души как функции, способствующей выживанию тела. Он считал, что душа или
«психе» - это двигатель, позволяющий человеку реализовывать себя. Еще ранее Платон признавал единую сущность Бога и человеческого духа, души. Реализация человека по его учению состоит в достижении единства в духе с сущностью Бога. Эти идеи в различных формах владеют умами значительной части людей и по сегодняшний день. В них есть одни составляющие, которые разрабатываются наукой, а другие - недоступны методам научного познания.

В.В. К сожалению, современная научная психология, несмотря на огромный интерес, пока еще очень осторожно касается именно духовной реальности человека. Кстати, это относится не только к отечественным, но и к западным школам. Материализм прочно приковал к себе научную мысль.

Но давайте теперь построим нашу беседу на основе вашего собственного опыта практической психологии и обозначим в ней найденные вами пути психогенной эрозии души, покажем, как уберечь ее от разрушительных эмоций и предохранить от развития психосоматических заболеваний с помощью теории и практики саногенного мышления и СГМ-терапии.

Ю.О. Вы были правы, подчеркнув опасность научения болезненному патогенному мышлению, откуда бы это не исходило. Если признать, что поведение человека управляется душой, то любые изъяны души немедленно проявляются в поведении. Ведь любое поведение можно рассматривать как саногенное, патогенное или нейтральное в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. То, что в традиционном понимании выступает как здоровый или вредный образ жизни, получает более точное выражение с помощью поведенческого подхода, который вносит в термин фактор порождения. Если рассматривать мышление как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах, то благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь могут в значительной степени зависеть от сознательной и бессознательной работы души. Это мышление может называться саногенным если порождает здоровье и благополучие, и - патогенным - в противоположном случае.

В.В. Отчего же наше мышление становится патогенным?

Ю.О. Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением  обстоятельств,  к которым  человек  не  может приспособиться или по незнанию или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления. Например, мышление, основанное на принципе справедливости, запускает программу: "Поступай по справедливости. Хорошего поощряй,  плохого наказывай». Это мышление полезно применительно к чужому человеку. Но все обстоит иначе, когда касается близких. Здесь возникает неразрешимый конфликт, суть которого может быть кратко описана так. Если ты плохая, то я должен по справедливости наказать тебя, то есть сделать тебе плохо. Но ты близка мне и' я тебя люблю, Реализация справедливости  становится источником  сильного эмоционального стресса, так как я должен наказывать любимого человека, причинять ему боль. Если же я отказываюсь применять эту идею к близкому человеку, то проблема не решается, так как я сам буду переживать внутренний конфликт: я должен быть справедливым, но я не выполняю свой долг. Как в этом случае быть? Ответ дает саногенное мышление.

В.В. Получается, что саногенное мышление состоит в правильном употреблении уже имеющихся мыслей. Я не ошибся?

Ю.О. Не ошиблись. Когда Гераклита спросили, что такое мудрость, то он ответил загадочно: «Многознание не научает мудрости». Это можно понять так, что мудрость состоит в правильном употреблении мыслей. Я привел здесь пример неправильного применения идеи справедливости

В.В. Получается тупик. В одном случае от идеи справедливости будет хорошо, а в другом - плохо. Если совсем нет этой идеи, то, наверное, будет еще хуже. Нужно разобраться.

Ю.О. На принципе «жена должна быть верна мужу» держится семья, но на этом же принципе основана ревность, которая иногда доводит человека до крайности. Безличный принцип программирует человека. Отелло ревновал Дездемону. Он не мог остановиться до тех пор, пока не выполнил полностью программу ревности и не задушил ее. Вот вам пример патогенного и автоматического мышления, когда страсть не дает возможности обдумать ситуацию правильно.

В.В. Да, видимо, он действовал, как биоробот, а Яго только стимулировал и поддерживал в нем эту установку. Значит, по вашему, ревновать не следует совсем?

Ю.О. Все плохо, что не в меру. Ведь, по существу, ревность это сложная эмоция, которая способствует моногамии и осуществляет безличный социальный контроль за половым поведением женатого человека. Это хорошо. Но, плохо, когда эта программа защиты семьи начинает работать автоматически и слепо. Ревность работает через мысль, а когда человек мыслит патогенно автоматически, то это порождает зло и боль.
Еще пример. Когда ваш любимый человек ведет себя в соответствии с вашими ожиданиями, то вы получаете огромное удовольствие. Однако в случае, когда его поведение отклоняется от ваших ожиданий, вы страдаете от обиды.

В.В. Опять получается двойственность: хорошо, когда любимый человек соответствует твоим ожиданиям и плохо, когда его поведение отклоняется от них. Причем, мне кажется, что чем больше человек ориентируется на удовольствие в общении с другим человеком, тем сильнее от страдает от несовпадения поведения этого человека со своими ожиданиями. Можно сказать, что чем больше люди любят друг друга, чем жестче их ожидания, тем больше страдания. Выходит, что любовь сама в себе несет боль. Если мы не любим другого человека, то мы на него и не обижаемся, а в крайнем случае только возмутимся. Поэтому, как вы любите повторять; «Ведь если тебя лягнет осел, ты на него не обидишься». При патогенном мышлении возникает очень неприятная закономерность: чем больше любви и близости между людьми, тем сильнее страдание от обид и чувства вины.

Итак, вы сказали, что обида - это внутренний конфликт между ожиданиями относительно поведения другого человека и его реальным поведением. Неужели из-за этого и происходит обида?

Ю.О. Да. Только из-за этого, так как человек строит свои ожидания автоматически, по привычке и сам их не осознает. Он осознает только то, что воспринимает.

Рассмотрим, к примеру, такие вот ситуации: одна дама обиделась на то, что муж не принес ей в памятный день цветы; вторая - что он не поделился с ней своими новостями, третья - он проиграл деньги, четвертая - муж воспользовался благосклонностью подруги в ее отсутствие. У каждой - свое. Третья дама очень удивилась бы по поводу обид первой: подумаешь букет цветов! Мне бы ее заботы. Чем я буду кормить детей?

А ведь, если вдуматься в источник различных обид, то все они сводятся к сложившимся ожиданиям, которые рассогласованы с реальным поведением близкого человека и во время переживания не осознаются. Обидившийся человек не осознает своих ожиданий, так как по законам восприятия концентрирует свое внимание только на источнике обиды: нет букета, деньги проиграны....

В.В. Но ведь действительно нет. Обидно. Как же быть?

Ю.О. Вот я вам не принес бутылку коньяка, но ведь вы на меня не обиделись. Дело не в коньяке, а в ожиданиях, которые не подкрепились. У вас не было этих ожиданий. Были другие, например, что я вовремя приду на эту встречу с вами на факультет клиническое  психологии. Если бы я не пришел, то вы, вероятно, обиделись бы. Если бы у вас не было этих ожиданий или вы .считали, что я не обязательный человек, то тогда не было бы обиды, а была бы досада на самого себя: «Разве можно с этим профессором договариваться о встрече?».

А мы сейчас ведем речь об обиде. Как ею управлять? Для этого человек должен осознавать все составляющие этой эмоции. Точнее, он должен осознавать, каковы были его ожидания и откуда они взялись. Только тогда он может скорректировать свои ожидания.

В.В. Да, но человек эти ожидания не осознает и они активизируются автоматически, бессознательно. Я понял так: сначала возникает ситуация, которая запускает некоторый психический механизм, который автоматически бессознательно формирует ожидания. Затем, скажем условно на втором этапе, происходит акт социальной перцепции, то есть я воспринимаю как ведет себя другой человек. Ну, и, наконец, бессознательно, хочу я этого или нет, происходит сличение того и другого.    Если ожидания не подкрепляются, то возникает обида. Получается - чтобы управлять своей обидой человек должен осознать свое бессознательное?

Согласитесь, что в классическом психоанализе это трудоемкая и очень длительная процедура. К тому же это очень дорогое удовольствие. Поэтому, наверно, в практике наших психотерапевтов, а тем более врачей-реабилитологов метод свободных ассоциаций почти не применяется. Чем же отличается ваш метод осознания бессознательного?

Ю.О. Прежде всего своей простотой, адекватностью и эффективностью. Если мне нужно выявить не подкрепившиеся и неосознаваемые ожидания пациента, я просто задаю вопрос: «А как должен был бы вести себя обидчик, чтобы вы не обиделись?» Чтобы ответить на этот вопрос пациент вынужден осознать свои бессознательные ожидания и он делает это легко и непринужденно.

В.В. ??!!

Ю.О. Я понимаю ваше удивление простотой разрешения сложнейшей психоаналитической задачи. Поясню. Сознание и мысль запускаются в действие вопросом. Этот вопрос может быть в словесной и несловеской форме как восприятие и осознание проблемы. Вряд ли, найдется человек, который бы не знал, как должен вести себя по отношению к нему другой человек, чтобы он не обиделся, а наоборот получил удовольствие от общения. Любая умственная программа запускается вопросом или проблемой. Для ответа на поставленный нами вопрос человек должен погрузиться в свое бессознательное и обнаружить свои ожидания. Тогда он получает возможность осознать их нереалистичность и скорректировать свои ожидания.

В.В. Убедительно. Я сейчас, с вашей точки зрения, подумал о своих ожиданиях в сегодняшней обиде на свою дочь и получил странное облегчение. Да, но, если обиженный упрется и не захочет корректировать свои ожидания.

Ю.О. Вольному воля. Тогда он должен смириться с тем, что за свое упрямство каждый раз платит болью от обиды. Обжегшись однажды на свечке и осознав свойство огня, даже маленький ребенок не будет ради любопытства вторично ощупывать пальцами ласкающий глаз огонек свечи. Он этого не делает просто потому, что осознал отчего ему больно.

Патогенное мышление делает нас похожими на того дебила, который второй... десятый раз сует палец в огонь злится и плачет от боли. Есть люди, которые десятилетиями обижаются на одно и то же и ничто их не может спасти от хронического эмоционального стресса. «Как только я остаюсь одна и отвлекаюсь от дел, - рассказывает мне одна пациентка, - я не нахожу себе места от мыслей. С кем бы, вы думаете, он изменил мне? С моей лучшей подругой!» Эта обида периодически делает ее больной и гневной в течении десяти лет.

В.В. Вы хотите сказать, что тот бессознательный дебил, который сидит в ней, побуждаемый свободными ассоциациями постоянно при удобном случае, сует свой палец в огонь? По З.Фрейду, наша бессознательная часть души примитивна и лишена чувства реальности.

Ю.О. Это главное заблуждение З.Фрейда, хотя он и утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление. Но ведь он не предложил никакой концепции, никакой теории. Его метафоры не описывают умственные операции. Бессознательное - совершеннейший информационный автомат. Отработанное многими тысячелетиями эволюции человека, оно обеспечивает выживание. Однако, этот инструмент без помощи сознания часто употребляется не к месту. СНГ-терапия как раз и должна сделать для женщины, о которой я рассказал, сознательной ее боль от обиды.

Сохранять ожидания о целомудрии своего супруга для нее так же болезненно, как для дебила совать палец в огонь и обжигаться в течении десяти лет подряд. Ей нужно было либо принять своего мужа таким, каков он есть и скорректировать свои ожидания, либо расстаться с ним. Но она этого не может. Мысли об этом рассогласовании ожиданий и реальности стимулируют ее гнев и агрессию. Но воспитание делает ее сдержанной. Ее респектабельность,   привычка ж сдерживанию агрессии делают ее гнев бессознательным. Но ведь организм не различает сознательный это гнев или бессознательный. Он делает одно: раз возник гнев - предстоит бой и нужно делать все, что для этого необходимо. Здесь и повышение АД, свертываемости крови, активирование имунной системы и т.д. Вот все это осуществилось, а драки то нет. Ничего удивительного в том, что эта женщина страдает гипертонической болезнью. Ее ситуация отличается от ситуации упомянутого мной дебила в том, что огонь свечи видим, а ее ожидания невидимы и скрыты во тьме бессознательного. Подлинная причина ее гнева и обиды -рассогласование ожидаемого и реального поведения близкого человека скрыта во тьме бессознательного. СГМ-терапия должна сделать эту боль видимой для умозрения и вылечить больную.
      Саногенное  мышление  ведет  не  только  к  осознанию бессознательных ожиданий, но и оказывает помощь в корректировке этих ожиданий. То есть это уже терапия, а не только психоанализ.

В.В. Из сказанного вами можно сделать вывод о том, что реабилитация пациента, больного гипертонической болезнью, состоит в том, чтобы научить его правильно осмысливать свои эмоции. Но, вероятно, не стоит забывать хорошо отработанные схемы лекарственной терапии и профилактики. Единство психологического и клинического подходов к лечению больного - основа врачебного искусства.

Итак, мы с вами в своей беседе уже давно вторглись в область медицинской психологии. Ее основные задачи заключаются в изучении влияния психических факторов на возникновение и развитие болезней, а также исцелении от недугов. Ну и, конечно, в анализе роли психики в сохранении здоровья. Кстати, некоторые уже называют СГМ-терапию русским психоанализом.

Ю.О. Такое утверждение по умолчанию предполагает существование национальных психоанализов, скажем, еврейского, китайского, татарского и т.д., а также психоанализа какого-нибудь племени, затерянного в джунглях Африки, колдуны и знахари которого занимаются целительством.

На самом же деле любой психоанализ основан на знании закономерностей душевной жизни, которые не зависят от национальной принадлежности. Хотя для успешного психоанализа конкретного человека нужно непременно принимать во внимание его национальную и культурную принадлежность. Существует даже целая отрасль социальной психологии - этническая психология, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения. Не имеет смысла говорить о русском психоанализе. Мы же не говорим о еврейском психоанализе, хотя среди видных психоаналитиков евреи составляют подавляющее большинство.

В.В. Ну, а теперь я вновь хотел бы вернуться к вопросу о патогенном мышлении.

О.Ю. Это вопрос не только философский, но и практический. Любая идея представляет собою некоторую программу поведения, которой человек научается и в результате она действует автоматически. Та же идея может воплощаться в жизнь сознательно. В зависимости от осознания могут быть и плюсы и минусы. Я уже приводил пример со справедливостью, которая может быть источником стресса и одновременно фактором консолидации общества.

А становление идей или социальных стереотипов происходит по законам научения в процессе социализации личности. Известен фундаментальный закон психологии: если поведение, и умственное в том числе, сочетается с положительным подкреплением, то есть сопровождается удовольствием, то происходит научение этому поведению. Сильнейшим подкреплением, как вам известно, является удовольствие облегчения, избавления от беспокойства и страдания.

Мысли, возбуждаемые плохой энергией, дают временное облегчение от страдания, переключая энергию переживаний на эмоциональную экспрессию. Это временное облегчение положительно подкрепляет акты патогенного мышления, вырабатывая склонность совершать умственные действия, порождающие эмоцию. Повторяясь, они закрепляются и становятся умственной привычкой. Как я обучаюсь обижаться? Очень просто. Если поведение любимого человека совпадает с моими ожиданиями, то возникает привычка строить эти ожидания и получать удовольствие. Однако наступает момент, когда эти ожидания не подкрепляются. Получается боль, но человек не знает ее происхождения. Поэтому если ему объяснить, что его ожидания не реалистичны, то он сможет их осознать и скорректировать в сторону большей реальности. Но если он их не осознает, то не может их и изменить, вследствие чего десятилетиями обижается на одно и то же и истощать свое здоровье.

В.В. Чем объяснить, что человек часто в этих альтернативах путается и оказывается в конфликте.

Ю.О. Тем, что он склонен действовать автоматически по привычке. А привычка работает без участия сознания. Привычки делают нас похожими на биоробота.

В.В. Но ведь есть и хорошие привычки.

Ю.О. Как мы видели, даже хорошие привычки порождают конфликт. Дело не только в привычках, но и в том, как этими привычками мы пользуемся. Если бессознательно, то рискуем оказаться в конфликте.

В.В. Следовательно, саногенное мышление состоит в развитии и расширении сознания. Патогенное - в бессознательности. Человек должен научиться пользоваться своими умственными привычками сознательно.  Но  возникает  вопрос,  почему  он  действует бессознательно? Что мешает нашему сознанию?

Ю.О. Так устроена психика. Любая привычка является в сущности психическим автоматизмом, который суживает и потом полностью вычеркивает сознание.
Предположим, что вас обидели в прошлом году. Но ведь при каждом воспоминании об этом воспроизводится ситуация обиды, которая снова переживается. Вот это и приводит к закреплению эмоции, фиксации ее путем научения.

Мы с вами уже выяснили, что обыденное мышление, как правило, способствует закреплению и усилению эмоций. Это верно не только для обиды, но и для любой эмоции. Важно то, что эмоциональный стресс зависит от того, как мы сами оцениваем ситуацию. А это, в конечном счете, определяется нашей жизненной философией.

Когда мы обижаемся или стыдимся, нам кажется, что эти эмоции получив удовлетворение, ослабевают. На самом же деле, повторение эмоций усиливает их.   Привычка обижаться делает вас все более обидчивым. А обидевшись, ваше сознание суживается и вы уже не можете сменить ход мысли, свойственный обиженному человеку, потому что не вы, а уже ваши эмоции обиды правят бал.

Таким образом, вы оказываетесь в ловушке обиды: вместо того, чтобы понять ситуацию, вы думаете о планах мести или о том, как ущемили ваше достоинство. Другие варианты уже не приходят вам на ум, потому что ум уже вам не подчиняется. При патогенном мышлении ум подчиняется эмоции.

Так что вы абсолютно правы: воспитание саногенного мышления состоит в развитии сознательности и способности контролировать умственные операции.

В.В. Не зря, видимо, в народе говорится, что «на обиженных воду возят» или «хорошо тому жить, кому не о чем тужить». Что же, продолжим нашу беседу. Каковы, на ваш взгляд, современные возможности научной психологии?

Ю.О. Очень сложно даже кратко осветить все ее возможности, ведь психология - это огромная и очень сильно дифференцированная самостоятельная фундаментальная наука, опирающаяся на обширную сферу психологической практики. Она занимает совершенно особое положение в системе других наук, так как интегрирует знания всех научных дисциплин, так или иначе изучающих человека. Мне, как психологу, много занимавшемуся философией, историей, педагогикой и психотерапией, это особенно очевидно. Например, с медициной психологию очень тесно связывает патопсихология, медицинская психология, нейропсихология, психофармакология; с педагогикой - психология развития, педагогическая и специальная психология; с общественными науками - социальная психология; с естественными науками - психофизиология, психофизика.... И все эти науки решают в своих областях массу практических вопросов.

Возьмем  такую  область  психологической  науки,  как психодиагностика, которая позволяет получать информацию о психических свойствах и особенностях конкретных людей. А ведь оценка личностных особенностей - необходимое условие построения индивидуальной стратегии психической регуляции деятельности человека. Кроме того, это средство выявления тех, кто по особенностям характера, темперамента, активности познавательных процессов пригодны или непригодны к конкретным видам профессиональной деятельности. А это уже обширная область психологии профессиональной деятельности.

В последние годы развивается очень бурный роман психологии с биологией и социологией, философией и математикой. И ничего удивительного в этом нет, если учитывать ее глобальную роль в целостном познании человека и вселенной. Ведь наша наука обладает огромным      арсеналом      теоретических,      эмпирических, интерпретационных методов, методик и методических подходов. На мой взгляд, ее важнейшей практической задачей является раскрытие индивидуальных психологических ресурсов каждого человека, без развития которых невозможна интеллектуальная полноценность творческой личности да и просто психическое здоровье.

В.В. Вот мы и коснулись, наконец, этого очень важного для нашего разговора понятия. Считается, что психическое здоровье - это состояние    душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает регуляцию поведения, адекватного условиям окружающего мира. Но в этом определении меня очень многое смущает. Ну, хотя бы такое понятие как "благополучие".

Давайте, к примеру, рассмотрим ситуацию, связанную с попыткой системного слома философии обыденной жизни, которую мы не только наблюдаем, но и постоянно испытываем на себе.

После, так называемой, "шоковой терапии", политической революции 90-х годов и последующих социально-экономических катаклизмов большая часть населения России, по-видимому, пребывает в состоянии хронического постравматического стрессового расстройства. А это уже, как известно, вовсе не благополучие, а синдром специфических реакций. Они, в частности, могут проявляться в симптомах упорного воспроизведения  в  сознании  человека травматической ситуации (о чем вы только что говорили), настойчивом избегании стимулов, связанных с психической травмой, и возросшем уровне физиологической возбудимости. То есть перед специалистами-психологами раскрываются   все   компоненты патогенного мышления.

При этом СМИ всячески поддерживают и индуцируют в массовом сознании виртуальный травматический для психики фон, постоянно демонстрируя картины экстремального стресса: военные действия, насилие, стихийные и техногенные катастрофы...То есть идет массированное патогенное воздействие на психику, вызывающее эмоциональные личностные и поведенческие изменения. У людей возникают переживания страха, беспомощности и безнадежности.

К тому же социальная несостоятельность огромных масс трудоспособного населения, нарушения в их социальной, трудовой и других сферах жизнедеятельности порождают чувство психологической инвалидности всей нации, потому что патогенность мышления становится доминирующей в массовом сознании.

Кто знает, какими будут отдаленные психологические последствия и психо-соматические расстройства, вызванные всеми этими переживаниями? Очевидно, что общество не должно с этим мириться и спокойно ждать, запрограммированных где-то, катастрофических результатов. Оно обязано незамедлительно оказать таким категориям населения мощнейшую реабилитационную, то есть медицинскую, социальную, гуманитарную поддержку, а главное психологическую помощь. Ведь получается, что большинство этих людей Просто вытесняется с социальной арены и отчуждается от нормальной жизни. Таким образом, нас всех парализуют, грабят и еще заставляют наблюдать расчистку нашего собственного жизненного пространства. Но, спрашивается, зачем и для кого ? Ведь на смену психологическим инвалидам уже идут другие. И не замечать этого нельзя. Наша русская история может дать весьма драматические примеры, что в итоге может из всего этого получиться.

Вот и возникает тут глобальный вопрос: какие меры системной психологической профилактики и реабилитации может предложить современная психология?
Я специально стараюсь обострить тему нашей беседы, чтобы максимально выяснить все потенциальные возможности вашей системы.

Ю.О. Согласен, но давайте все по порядку. Каждый может действовать правильно только в пределах своей компетенции. Те пороки, которые вы перечислили входят в компетенцию политиков и государственных деятелей. Врач-психотерапевт за это не отвечает и поэтому нам не имеет смысла говорить сейчас о причинах этого кризиса. Врач-психотерапевт занимается отдельным человеком и его задача облегчить адаптацию своего пациента к плохому миру. Продуктом   неэффективной   адаптации   человека   становятся эмоциональные расстройства, о которых, собственно, у нас и идет речь: неврозы, психосоматические заболевания, выражающиеся в сильных страхах, тревоге, депрессиях... Но ведь не дело психотерапевта заниматься поисками причин социального кризиса. Он должен заниматься здоровьем человека, находящегося в обществе, переживающем кризис, и всеми силами решать сложнейшую задачу сбережения здоровья своих пациентов. Одним из наилучших средств для этого является система саногенного мышления.

В.В. На мой взгляд, не стоит рассматривать психическое здоровье изолированно само по себе. И врач, и психолог должны всегда учитывать исторические, социально-культурные и многие другие аспекты этого состояния, которые определенным образом стойко программируют поведение. Иначе, в период экстремальной политической или экономической ситуации, о которых мы с вами говорим, очень многие окажутся в положении психологической инвалидности. А ведь мы видим, что это далеко не так, потому что системы психологической защиты и адаптации у человека все-таки очень нелегко сломать и они служат до определенной степени надежным средством борьбы с  тревогой, стрессом и многими поведенческими расстройствами.

Все   люди   индивидуально   различаются   по   своим психологическим свойствам и качествам. Каждый человек уникален. Но в нашей отечественной психологии выделяются четкие общие критерии психического здоровья.        Например, в новом справочном руководстве Института психологии РАН вы найдете такие критерии:

во-первых, это субъективная способность человека адекватно отражать объективную реальность;

во-вторых, это способность к саморегуляции поведения;

в-третьих, - соответствие уровней зрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер возрасту;

в-четвертых, способность к планированию жизненных целей и их достижению.

Но все-таки, достаточно объективных критериев пока недостаточно. Вы, например, согласны с этими академическими определениями или, на ваш взгляд, к ним можно еще что-нибудь добавить?

Ю.О. Ну, как вам сказать? Скорее не добавить, а - убавить. Видите ли, усвоению разработанной мной теории саногенного, то есть оздоровительного  мышления,     очень  мешает  марксистское представление   о   нашем   мышлении   как   об   отражении действительности. На самом же деле, мышление не отражение, а деятельность по выработке информации на основе полученных сообщений и ориентировки. Такие действия ума, как определение ситуации, абстрагирование и обобщение, анализ, синтез, сравнение, сосчитывание и другие операции не являются отражениями, так как продукты ума не имеют даже аналогов в реальности.

Особо важны операции по управлению поведением, а именно, ориентировка, выбор программы, пуск и завершение поведения, структурирование времени на настоящее, прошлое и будущее, предвидение, оценка результата путем сличения его с ожиданиями. Ни одна из этих операций не является отражением, так как в природе нет тех объектов, которые отражались бы в этих операциях.

Я счел нужным это заметить, так как мой опыт практикующего психолога говорит о том, что представление о мышлении как отражении мешает развитию навыков саногенного мышления.

В.В. Но, согласитесь, что принципы саногенного мышления зародились еще в античной философии.

Ю.О. Да, начиная с Сократа, античные философы пытались решить главный для человека вопрос: как правильно надо думать, чтобы достичь гармонии с богами, самим собой и окружающим миром. Как управлять своими страстями, чтобы не навредить себе и другим. Кстати, стоит задуматься над тем, что в эпоху античности мы не знаем ни одного мятежа или революции, которые были бы освящены философски или возглавлялись философами. Для любого философски просвещенного человека было очевидным, что зло в мире не может быть изжито путем насилия, захвата власти, войны или уничтожения плохих людей. Оно может преодолеваться только путем нравственного самосовершенствования и совершенствования образа жизни. Греки и римляне, желавшие достичь мудрости, невозмутимости духа, здоровья и счастья, обращались к философам, которые, прежде всего, объясняли им, что такое мудрость.

В.В. Что же нам сегодня известно об этом?

Ю.О. Гераклит дал понять, что мудрость состоит в правильном применении и использовании знания. Сократ и Платон полагали, что мудрость состоит в истинном знании блага, то есть в знании того, что хорошо и что плохо не только для отдельного человека, но и для всех людей, государства и богов. Эпиктет считал, что мудрость состоит в способности различать то, что зависит от человека, от того, что от него не зависит. Именно это позволяет человеку в одних случаях влиять на события, а в других - принимать события такими, какие они есть. Все древние философы сходились на том, что мудрость состоит в предвидении последствий своих деяний.

В.В. А вот святитель Тихон Задонский говаривал так: «Желают люди много знать, и мудрыми показаться; ты желай и тщись паче всего самого себя познавать; се есть мудрость христианская». Значит самопознание есть начало исцеления, а мудрость обеспечивает здоровье?

Ю.О. Когда человек не принимает другого таким каков он есть, а связан с ним эмоционально, то частый внутренний конфликт порождает хронический эмоциональный стресс, к которому организм человека  приспосабливается  с помощью  психосоматического заболевания.

В.В. Вы правы, в медицине хорошо известна роль психологических факторов в обострении язвенной болезни, гипертонии и ишемической болезни сердца, бронхиальной астмы, кожных (экзема, псориаз, нейродермит), эндокринных (сахарный диабет, тиреотоксикоз), гинекологических (миома матки) и аутоиммунных заболеваний, а также злокачественных опухолей.

Ю.О. Но медицине не известно, что вид расстройства зависит уже от того, чему ранее научился организм человека в этой ситуации. Если, например, обида будет запускать пищеварительное поведение, то возникнет гастрит или язва. Нормально, когда пищеварительные реакции запускаются восприятием пищи или чувством голода. Ненормально, когда они запускаются обидой или страхом неудачи. Механизм патогенеза прост. При стрессе слизистая желудка гиперемируется и даже иногда покрывается микроскопическими язвочками. Когда стресс проходит эти язвочки быстро исчезают. Это научно доказанный факт. Но если при этом в пустой желудок выделяется кислый сок с избытком пепсина, то он будет соответственно действовать на эти микроязвочки, вызывая боль. Сначала у такого человека разовьется гастрит, а в последствии и язва желудка. Этого пациента невозможно будет вылечить даже в стационаре, пока он именно так реагирует на стресс. Лечение должно прежде всего состоять   в изменении поведения (реакций) его пищеварительной системы.

В.В. Юрий Михайлович, вы меня пугаете. Мне приходится часто обижаться, но у меня нет ни гастрита, ни язвы.

Ю.О. Это как раз свидетельствует о том, что на социальные ситуации вы реагируете адекватно, то есть социально, а не пищеварительно.

В.В. Любопытно. А почему у некоторых людей появляется пищевая реакция на обиду, страх или стыд? Может быть это какие-то наследственные реакции?

Ю.О. Нет, такому поведению человек обучается. Судите сами: если мать имеет обыкновение успокаивать обиженного ребенка тем, что вкусно кормит, то его организм быстро научится реагировать на обиду пищеварительно. Потом уже , ему будет очень трудно перестроиться. Печально то, что такого рода организменное научение происходит непреднамеренно и бессознательно. Ведь мать не собиралась делать из своего ребенка больного язвенной болезнью желудка.

В.В. Очень непривычный, да, пожалуй, неизвестный для врачей подход. Выходит, что когда мы лечим определенную категорию больных диетой, лекарственными препаратами, акупунктурой и т.д., то бьем мимо цели. Согласно вашей теории, следует начинать с переучивания организма: чтобы на социальные ситуации он не реагировал пищеварительно. Ну, а как с другими расстройствами?

Ю.О. Та же обида может вызвать и другие патогенные реакции, порождающие болезнь. Все зависит от того, чему научился организм человека. Нетрудно понять, что если на обиду будет реагировать желчный сфинктер - разовьется дискинезия желчных путей и т.д. Обида становится пусковым стимулом патогенной пищеварительной реакции. Если мудрость самопознания, то есть саногенного мышления поможет человеку скорректировать свои ожидания и восприятие другого человека, то стресс уменьшится и здоровье восстановится.

В.В. Очевидно, что каждая эпоха и культура открывала и предлагала те или иные пути и способы духовного и физического совершенствования и оздоровления. Но, как мне кажется, стремление человека к здоровому образу жизни, особенно в наше время, требует напряжения, поиска и большого труда. Ваша теория саногенного мышления вобрала в себя проверенные веками философские принципы и современные подходы, основанные на общепсихологическом учении о поведении, научении, мотивации и других, принятых в психологической науке категориях.

Ваша практика показала, что саногенное мышление помогает укрощать эмоции и управлять ими путем осознания тех умственных операций, которые порождают эти эмоции. Ведь, по-просту говоря, люди начинают учиться саногенному мышлению по методу профессора Ю.М.Орлова и соответственно себя вести, чтобы избавиться от своих стрессов. Я думаю, что в нашем нездоровом обществе-многим было бы полезно познакомиться с вашей методикой. Ведь это поможет сохранить или вернуть здоровье и тем самым изменить свою судьбу к лучшему. Насколько доступно саногенное мышление для широкого освоения? Ведь мы только что говорили, что ваша система это вариант психоанализа. Согласитесь, что это может отпугнуть публику.

Ю.О. Не стоит все так усложнять. В отличие от западного наш вариант психоанализа оперирует совершенно другими категориями и вполне доступен для понимания. Если "психоаналитик говорит о кастрационном комплексе, то в СГМ-терапии мы рассматриваем эти симптомы как комплекс возмездия за любое удовольствие, которое воспитано  взрослыми,  наказывающими  ребенка  за  любые удовольствия. Это никакого отношения к Эдиповому комплексу не имеет. Ведь цель любого вида психоанализа - дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым избавиться от связанных с ними эмоций. У нас это получается значительно быстрее и проще, ведь психологическая наука со времен Зигмунда Фрейда не стояла на месте.

На сегодняшний день в теории и практике саногенного мышления разработаны достаточно эффективные психологические технологии, усвоение которых делает возможным соблюдение тех принципов и требований саморегуляции и управления эмоциями, которые в античности были доступны лишь избранным. Все это прошло проверку в исследовательских лабораториях, вошло в программы обучения студентов медицинских вузов, получило дальнейшее научное развитие в диссертационных работах.
Важно подчеркнуть, что наша психотехнология открыта к интеграции с другими системами психотерапии и оздоровления, потому что, прежде всего, это психологически обоснованная исцеляющая философия жизни. Именно поэтому она доступна всем разумным людям.

Конечно, в зависимости от уровня образования мы предлагаем программы разной сложности. Но общим для всех обучающихся является отработка ментальных навыков и умений саногенного мышления путем ведения дневника аутопсихоаналза эмоций, применения   уникальных   приемов   медитативной   графики, позволяющей   записывать   эмоции   для   последующего   их воспроизведения и изживания патогенного мышления, а также различные тренинга и варианты компьютерных технологий.

Я   стараюсь,   чтобы   человек,   обучающийся   умению анализировать себя, мог иметь точки опоры. Прежде, всего это дневник, который он ведет. В нем описывается интимная, внутренняя структура любой эмоции. Человек научается структурировать эмоции сначала формально. Потом ему предлагается вспомнить свои собственные эмоции и подойти к ним с точки зрения их структуры. После того, как он многократно проделает такие операции со своими эмоциями, он научится разбираться, как они устроены. Когда же он увидит, что структура, ну, скажем, все той же обиды одна и та же и ответит на вопросы, выявляющие бессознательные ожидания, - он приобретет способность к интроспекции.

Наша методика обеспечивает высокую степень усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления. Это не самый легкий, но при систематических занятиях достаточно эффективный путь очищения души от страданий и разрушительных эмоций. Саногенное мышление позволяет решать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными 'обстоятельствами, с помощью психологической поддержки, не прибегая к лекарственным препаратам, которые являются, посуществу, той же смирительной рубашкой, только - химической.

Саногенное мышление - это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела.

В.В. Психогигиеническое значение теории саногенного мышления очевидно. К сожалению, программ саногенной психологической подготовки населения, особенно молодежи, крайне недостаточно. Пока все наше общество, включая различные политические силы, не обратит внимание на состояние психического здоровья своих членов эффективность программ предупреждения психических расстройств останется низкой.

Тем не менее, уже достаточно хорошо известно, что в созданных вами школах и группах саногенного мышления создается особая атмосфера, облегчающая внутреннюю эволюцию к здоровью и облегчающая достижение внутреннего самоосознания.

Мне кажется, что ваши возможности могли бы быть существенно расширены путем интеграции с научным потенциалом факультета клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии.

Ю.О. Конечно, это позволило бы реализовать многие важные проекты. Ну, вот, например, создание в разных городах, так называемых, сетей психологического посредничества, куда входили бы психологи, методисты по саногенному мышлению, семейные врачи, учителя, родители и друзья подростков, склонных к наркозависимости. Такие некоммерческие общественные-объединения могли бы в критические моменты жизни подростка'оперативно решать многие проблемы, а главное постоянно обучать молодежь саногенному мышлению.

В.В. Это действительно очень перспективное предложение, А что бы вы могли еще рассказать об использовании саногенного мышления в психотерапии и реабилитации? Ведь психическая регуляция поведения неотделима от физиологической.

Ю.О. Вы  вновь затронули проблему управления психосоматическими отношениями организма. Если очень кратко, то метод достаточно успешно применяется при лечении неврозов, психосоматических заболеваний и даже реабилитации наркозависимых пациентов, прошедших, естественно, предварительно интенсивный курс медикаментозного и психотерапевтического лечения, о чем мы уже говорили.

В.В. Пожалуйста, еще несколько слов  о наркологических аспектах применения саногенного мышления.

Ю.О. Согласно нашей теории, алкогольное влечение рассматривается как следствие научения алкогольному поведению на разных организменных уровнях. Обида, вина, стыд, боль, ослабевающие при употреблении алкоголя, создают порочную схему подкрепления избавлением, о которой мы уже говорили. Все это уже давно достаточно хорошо изучено. Алкогольная зависимость возникает вследствие организменного научения в приспособлении и борьбе человека против эмоционального стресса с помощью методов химической защиты.

Известно также, что срывы, которые часто случаются даже после хорошо проведенного комплексного лечения, чаще всего наблюдаются в особо эмоциональных ситуациях, с которыми пациент не может справиться. Поэтому он снова начинает употреблять алкоголь.

Но вот, если удается обучить таких больных саногенному мышлению, то они учатся контролировать свои патогенные эмоции, что существенно снижает вероятность срыва. Очень многие люди уже почувствовали на себе огромную целительную силу и пользу саногенного мышления, избавившись от хронических страданий и болезней. Так что, вы видите, что система саногенного мышления - это хорошее средство профилактики и реабилитации при различных видах наркозависимости.

В.В. А в чем коренное отличие СГМ-терапии от учения Л.Р.Хаббарда, то есть дианетики, которая усиленно насаждается в России? Я спрашиваю, потому что само слово дианетика означает по гречески «посредством разума», то есть как разум влияет на тело. Даже бывший председатель правительства страны С.В.Кириенко прошея курс обучения этому методу. Сайентологи говорят, что эта система эффективна в избавлении от депрессий, разрушительных семейных отношений и т.д.

Ю.О. Эффективных методов много, но среди них мало тех, которые действительно повышают здоровье и благополучие человека. Вы,   наверно,  знаете,   что  восточные  методы  духовного совершенствования полностью основаны на построении полной зависимости ученика от учителя, а колдовство и экзорцизм часто дают незамедлительный эффект?

Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например, одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причем эта зависимость постоянно усиливается. Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика Мани, которая еще в III веке была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой - реактивный, который должен быть очищен, и хороший - аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов.

Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р.Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей.

СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо,  рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека и в этом ее сила.

В.В. Хотя это очень интересно, наверно, нам не стоит сейчас слишком углубляться в довольно сложную космологическую философию манихейства, в которую вошли многие иудейские, зороастрийские и христианские взгляды на тему борьбы Добра и Зла, и действительно утвердилось разделение всех людей на Избранных и Слушающих. Мы и так затронули по ходу нашего разговора довольно много различных проблем. Давайте подведем итог нашей первой беседе.

Мы убедились, что круг вопросов, которые можно эффективно решать с помощью саногенного мышления достаточно широк. Очень важно, что ваш подход имеет не только медицинские, но и социальные, а также педагогические аспекты. Прикладное реабилитационное значение клинической психологии определяется потребностями неврологической, соматической и психиатрической клиники, где СГМ-терапия, несомненно, найдет свое особое место.

Ю.О. Я рад, что на факультете клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии проявлен такой интерес к теории и практике саногенного мышления. Я мог бы предложить организовать для студентов факультативный цикл саногенного мышления и СГИ-терапии, после окончания которого они получат диплом методиста саногенного мышления и смогут практически применять столь необходимые каждому врачу психологические технологии.

В.В. Большое спасибо вам за эту интересную и очень полезную беседу и особенно за желание научить наших студентов своей системе психоанализа и психотерапии.