Главная \ Теория саногенного мышления — философия радости и благополучия

 

Теория саногенного мышления —

философия радости и благополучия

 

Научная судьба Ю.М. Орлова интересна и знаменательна. Он родился 16 апреля 1928 года в деревне Бородинка Кемеровской области. После окончания школы поступает в Военно-морское училище во Владивостоке и затем в Ленинградскую Военно-морскую медицинскую академию. Болезнь во время учебы резко изменяет судьбу будущего философа и психолога. Он становится студентом Челябинского Педагогического института, который заканчивает экстерном за три года, во многом благодаря разработке уникальной системы управления поведением экзаменатора. Последующее преподавание психологии, истории и логики становится началом развития мощной потребности самосовершенствования, поиска философских основ и системы построения знаний. Он становится аспирантом Института Философии АН СССР. Защитив диссертацию по теме: «Диалектика абсолютной и относительной истины», он показывает её своему отцу, уважаемому человеку, учителю. Слова отца: «Мне здесь ничего не понятно. Никакой мудрости ты, сынок, меня не научил» заставляют молодого ученого искать более действенные и реальные методы овладения житейской мудростью; разум устремляется на поиск неизведанного.

Лекционная работа в Институте повышения квалификации психологов АПН приносит умение искусно рассуждать и аргументировать. И в 1973 году Ю.М. Орлов становится заведующим зарождающейся кафедры педагогики и медицинской психологии 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова. Здесь он защищает докторскую диссертацию: «Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности», где разрабатывает оригинальную методику измерения потребности в достижениях и в доминировании тревожности в экзаменационной ситуации. Можно предположить, что именно в это время возникает идея создания теории «саногенного (оздоравливающего) мышления» как результат многогранности ученого: философа–психолога–математика–медика и педагога. Становится ясно, что античная идея философии как условия благополучия и блаженства мудреца, может быть реализована через современную философию повседневной жизни. И Ю.М. Орлову вполне удалось создать такую философию.

Впервые в истории науки он открывает и точно описывает операциональную структуру таких эмоций, как обида, вина, зависть, стыд, страх, отвращение, оскорбление, ревность и др. Известная идея: «Как человек думает, так он и живет…» преобразуется в стройную и научно обоснованную теорию саногенного мышления.

В своих книгах, брошюрах, статьях, лекциях и тренинговых занятиях он учит своих читателей и слушателей приёмам оздоравливающего мышления.

Ценность его теории прежде всего в том, что ему удалось разработать не отдельные упражнения или описательные инструкции, которыми изобилует большинство практикумов по психологии, а самодостаточную, гармоничную систему, своеобразный велосипед, а не мешок с запчастями для него.

Попробуем проиллюстрировать эффективность данного метода на примере размышления обиды (т.е., как эту болезненную эмоцию размыслить). Известно, что обида – это эмоция, которая определяется в справочниках как определённое негативное состояние человека и не более того. А как с ней справиться? Как сделать так, чтобы она не вводила человека в состояние депрессии, а наоборот, стимулировала его к дальнейшей деятельности, к извлечению максимально полезной для него информации.
Итак, в состоянии обиды наш ум совершает четыре умственных операции:

1. Определяет, к какой группе лиц относится данный человек (брат, друг, знакомый, сосед и т.д.), и на этой основе приписывает ему определённое значение.

2. Строит ожидания относительно действий этого человека в данной ситуации, т.е. «присваивает» ему определенную программу поведения.

3. Воспринимает реальное поведение этого человека.

4. Оценивает, сравнивая программу, которую он построил, с реальным поведением.

Все операции происходят бессознательно, и нами осознается лишь результат работы нашего мышления в виде эмоции, которая при этом возникает, в данном случае – обиды. Причем, чем сильнее ожидания и чем более значимым является человек, тем болезненнее обида.

Например, я иду по улице, вижу своего друга, здороваюсь с ним, а он со мной – нет. Я обижаюсь. Причем, чем больше я считаю его своим другом, тем больше я обижаюсь. Проследим, какие операции совершает наш ум:

1. Выделяет объект из фона (увидел человека и понял, что это Вася, мой друг, присвоил ему значение хорошего друга).

2. Строит программу его ожидаемого поведения (если он мой друг, то должен сказать мне: «Привет, Саня, как дела? Я рад тебя видеть!»).

3. Анализирует реальное поведение (друг сделал вид, что меня не видит, отвернулся).

4. Оценивает ситуацию (я награждаю Васю всяческими неблагозвучными эпитетами).

Если хотя бы одна из этих умственных операций выпадает, обида не возникает. Разумнее всего скорректировать вторую и четвёртую операции: либо уменьшить нереалистичные, неподкрепленные жизнью ожидания, либо не придавать слишком большого значения отдельным поступкам другого человека, т.е. не судить его и не сравнивать его поведение с общепринятым стандартом. Но научиться этому непросто. Следует овладеть техникой размышления этой эмоции, описанной ученым в его книге «Обида. Вина». Другие монографии доктора психологических и кандидата философских наук, профессора Ю.М. Орлова: «Восхождение к индивидуальности», «Философия гипертонической болезни», «Исцеление философией. Основные умственные операции», «Целительное рисование», «Как беречь любовь», «Саногенное мышление», «Стыд. Зависть» и многие другие учат читателя не уничтожать свои эмоции, без которых он не может обойтись, а контролировать их.

Путь к достижению радости, гармонии с собой, окружающими людьми и обществом в том, чтобы научиться правильно обижаться, оскорбляться, стыдиться, правильно быть виноватым так, чтобы опыт переживания способствовал личностному росту и повышению саморегуляции.

Конечно, не случайно, что такая система создана именно в России в гармонии с нашим национальным менталитетом, основами православия и общечеловеческими идеалами. Я думаю, что в скором будущем именно эта теория станет тем философским стержнем, который будет способствовать оздоровлению общества и процветанию России!

Ребенок Александр
/Психологическая газета «Мы и Мир» №8, август 2003 г./