Главная \ Публикации \ Саногенное мышление — философия XXI века

Ю.М. Орлов

СаноГенное Мышление (СГМ) —

это новая философия XXI века

 

Это интервью было записано на пленку 10 лет назад (2 марта 1999 года), но актуальность проблем, которые в нём обсуждаются, не исчезла. К моему великому сожалению, Юрия Михайловича уже нет среди живых. Но он оставил свою школу и множество учеников.

Орлов Юрий Михайлович, был доктором психологических наук, кандидатом философских наук, профессором педагогики, психологии и философии, действительным членом международной академии информатизации в Генеральном Консультативном статусе с Экономическим и Социальным Советом ООН МАИ, профессором Московской академии И.М. Сеченова, членом президиума Московского Отделения общества психологов, президентом Отделения психологии информатизации МАИ.

Он написал книги и брошюры по психологии личности, воспитанию и оздоровлению человека (информацию о книгах Ю.М. Орлова см. в рубрике "Книги").

Итак, 2 марта 1999 года мы (???) с Валентиной Минкиной посетили Юрия Михайловича. Нас интересовала, прежде всего, его теория саногенного (создающего чистоту и здоровье) мышления. Поэтому мы попросили Юрия Михайловича рассказать нам о нём. Он очень доброжелательно отнёсся к нашей просьбе, сказал, что с удовольствием ответит на все наши вопросы, и пригласил нас к себе в гости в свою московскую квартиру, где он и начал свой рассказ.

– Поведение человека управляется мышлением. Поскольку мышление – это тоже поведение, то его можно разделить на две группы: патогенное и саногенное. Патогенное порождает болезнь и патологию. Саногенное, напротив, освобождает от неё. Патогенное – это не какое-то особое патологическое мышление, а то мышление, которое сейчас многие считают нормой, обыденным мышлением. И, вот это, так называемое обыденное мышление – патогенно, потому что порождает стресс, конфликт с собой и окружением и в итоге приводит к различным заболеваниям. О взаимосвязи эмоций и болезней знали очень давно. И многие учителя человечества предлагали заняться укрощением этих эмоций, предлагали не переживать их, бороться с ними как-то. Но все это, в общем-то, ни к чему хорошему не приводило. Человек не может так просто устранить эмоцию. Вот она, уже есть. Что с ней делать? Он может научиться не выражать ее, не демонстрировать. Но для здоровья даже вредно подавлять эмоции. Для здоровья и для полноценной жизни нужно сделать так, чтобы эти эмоции не продолжались долго и не становились хроническими.

Пример. Человека обидели в прошлом году, а сегодня он все страдает от этой обиды. Ему что-то приходит в голову, и он начинает переживать. Таким же образом поддерживаются ревность, чувство вины и неполноценности и т.д. Даже в одном человеке много всего может быть… И все это он переживает и переживает. Это сложившийся стиль патогенного мышления.

Редко кому приходит в голову, что болезни, именуемые психосоматическими, являются следствием того, что мы неправильно думаем. Обычно считают, что здоровье зависит от питания, медицины, экологии. Язва, грудная жаба, лихорадка, опухоли, все – злокачественные и доброкачественные, рассматриваются как результат слабости слизистых, откуда-то взявшихся сбоев работы сердца, заражения, инфекций. Но все это следствие того, что наша философия жизни плоха.

Вопрос: А при чём здесь философия?

Ю.М. Философия, которую выбрал себе человек, определяет все его мышление. Когда мы думаем неправильно, самые обычные обстоятельства жизни создают стресс. А хронический стресс, ведущий к истощению иммунитета, является отцом и матерью многих расстройств, которые почти неизлечимы в рамках традиционной лекарственной медицины. И не только болезни, вся судьба зависит от стиля и привычек мышления человека.

Вопрос: Что значит плохая философия? Какую философию Вы считаете плохой?

Ю.М. Пример. Если я считаю, что мир изначально плох, несправедлив, и окружающие только и думают о том, как причинить мне ущерб (украсть у меня что-нибудь, обмануть, посмеяться надо мной). И все, что говориться о любви и верности – обман, то такая моя философия жизни стимулирует бдительность, постоянную готовность опасность во все орудия. Постоянная готовность к «схватке» порождает сверхактивность иммунитета. От этого он истощается. И тогда оказывается, что нет сил, которые могли бы противостоять инфекции или опухолям.

Вопрос: Но ведь есть болезни, которые, напротив, происходят от избытка активности иммунных тел, например, ревматоидный артрит.

Ю.М. Это я только один пример привёл. Конечно, есть болезни и от избытка активности иммунных тел. Нарушение меры всегда плохо. Недостаток или избыток активности иммунитета болезненны. Если организм активизирует свои защитные функции, а работы для иммунных тел нет, то тогда они начинают нападать на соединительную ткань сердца, суставов, мышц, которые рассматриваются ими как чужие. Это и приводит к неизлечимым ревматическим заболеваниям, о большинстве которых в медицинских энциклопедиях сказано – «этиология неясна». Я установил, что когда человек начинает понимать как его ум работает, то он обретает способность проследить как возникают его чувства и эмоции. Осознание или неосознание всегда связаны с контролем, с возможностью управлять.

Вопрос: Вы работаете над осознанием?

Ю.М. Для того, чтобы человек осознал, ему надо понять, как у него вырабатываются чувство обиды, как вырабатывается стыд, как вырабатывается страх. Если человек знает, какая эмоция, как она вырабатывается, то он может это предупредить. А то, что человек не знает, он проследить не может, не может даже различить. Постижение привычек своего мышления ведет к познанию своей судьбы. Мы видим и знаем свои поведенческие привычки, поведенческие привычки окружающих нам людей, рассуждаем «вредно – не вредно», указываем на них другим. «Брось курить! – Вредно», «Что ты ешь? – Вредно». Но наши умственные привычки не видны не нам, не окружающим. Но некоторые из них могут быть гораздо более «вредны» для нас, в гораздо большей степени, чем наши поведенческие привычки. Так, что прежде чем что-то менять, надо понять что? Например, программист пишет программу, включает ее, а она дает сбой. Так как он знает, как написана программа, то легко может найти ошибку. А если программа дала сбой у пользователя? И он не знает как написана программа?

Если человека обучить, то он легко может проследить, где и что происходит в его уме. Когда человек обучается саногенному мышлению, то он испытывает эмоции столько сколько это нужно. Саногенное мышление не устраняет эмоцию, а делает ее кратковременной. Она прекращается, как только выполнила свою функцию.

Вопрос: Какова функция эмоций?

Ю.М. Функция эмоции состоит в достижении более полного согласия с окружающей средой. Эмоции призваны обеспечить социальное выживание человека. Однако эмоции, став длительными, навязчивыми, становятся источником конфликтов и болезней. Обиженный человек оказывается во власти обиды, все видит и оценивает через обиду. Он глупеет, становится злым. Когда функция эмоции становится чрезмерной, она перестает выполнять свое назначение и становится дисфункцией.

Мысли, возникающие под влиянием эмоции, не дают информации, как это считают. Они способствуют только реализации программы эмоции. Они ослепляют нас, отрывают от действительности и превращают в автоматы. Эмоциональный человек теряет свою связь с реальностью. Это похоже на временное помешательство.

О чём говорят классические духовные учения? Они учат, что человек может оказаться в царстве небесном, то есть быть благополучным, в том случае, если он прекратит все свои эмоции, свои потребности и остановит движение мысли. И если и вправду прекратит и остановит, то погрузится в Нирвану или сон. Эта философия похожа на рецепт от головной боли с помощью обезглавливания. Всё! У тебя нет потребностей, и ты перестаешь их удовлетворять, по сути, ты перестаешь жить! Ты не испытываешь эмоции, ты не рискуешь! Твоё сознание совершенно спокойно и может начисто исчезнуть. И тогда центром вселенной станет место в сумасшедшем доме в отделении шизофреников с диагнозом «эмоциональная тупость».

Вопрос: Сколько времени нужно затратить на обучение обычному человеку, если у него, например, комплект неполноценности.

Ю.М. Столько, сколько нужно, чтобы изучить это. Во-первых, нужно узнать от чего у него комплекс, чего именно он стыдится.

Вопрос: Адлер считал, что комплекс неполноценности базируется на переживании – «я чем-то хуже, чем другие». Вы с ним не согласны?

Ю.М. Если человек страдает комплексом неполноценности ему не нужно проходить тренинги, где он самоутверждается. Если неуверенного в себе человека обучить нахальному поведению, то получится неуверенный в себе нахальный человек. Еще хуже получится. Сердцевиной комплекса неполноценности является не переживание того, что кто-то лучше меня, а стыд, эмоция стыда. Еще один предрассудок есть у психоаналитиков. Они считают, что человек с комплексом неполноценности, страдает от низкой самооценки, поэтому её надо повышать. На самом деле, как низкая самооценка, так и высокая самооценка, являются отклонениями. Человеку надо принять себя таким, каков он есть.

Вопрос: Сколько сеансов нужно пройти, чтобы избавиться от комплекса неполноценности?

Ю.М. Один. Такие вещи как обида проходятся за одну беседу?

Вопрос: А что делать с тем, что хранится в подсознании? Например, обиделся в два года. Ведь человек даже вербализировать это не может?

Ю.М. Чтобы что-то переживать нужно, чтобы это было в сознании, а если это где-то там находится, то оно и не переживается.

Пример. Я пришёл в гости к человеку и бутылку водки ему не купил. Он на меня обиделся. Пришел я в гости к другому, и тоже бутылку водки не купил. А он на меня не обиделся. Чем они отличаются друг от друга? Тем, что первый ожидал от меня, что я куплю бутылку водки, а второй не ожидал этого. Первый сидит в обиде. Обида от чего происходит? Существует ожидание, которое автоматически запускает обиду, когда поведение другого человека не соответствует ему. Если человек осознает, от чего у него обида происходит, то он может включать это или не включать.

Другой пример. Вы дали мне конфетку. Хорошо! Вкусно! Еще раз дали. Замечательно! А в следующий раз не дали. Я на Вас обижаюсь. Почему? Вы же имеете право выбирать – давать мне конфетку или не давать. Почему я тогда на Вас обижаюсь? А потому, что я автоматически построил систему ожидания, которая не соответствует реальности. Когда человеку без автоматического мышления дают конфетку, он наслаждается божественной радостью. Он осознаёт, что могут давать или могут не давать. Если мысль патогенна, он так не может. Человек с автоматической системой ожидания «берет кинжал» или «идет душить». Эмоция обиды часто превращается в эмоцию гнева или злости.

Дети не обижаются долго. Почему? Потому что они ещё не находятся во власти автоматизмов. Пример. Мама забыла и не дала ребенку игрушку. Он плачет. Затем, мама вспомнила и дала ее ребенку. Он сразу успокаивается. Он радуется.
 Взрослый так не может. Он обиделся, делает каменное лицо. Всем своим видом демонстрирует, какой он обиженный. Если обида и вызываемый ею стресс продолжаются долго, то возникают болезни.

Вопрос: Карма?

Ю.М. Да. Но здесь нет никакой мистики, нет никаких аффермаций. Не надо внушать себе перед зеркалом, что «я – хороший». Можно, конечно, внушать себе, что угодно, но если ты обижаешься, то и будешь обижаться.

Вопрос: «Наука разума» тоже претендует на то, что она воздействует на поведение и здоровье через мысли. Вы не согласны с тем, что с ее помощью можно достичь каких-то результатов?

Ю.М. Эта система основана на самовнушении и медитации. Это простая система, но её действие очень ограничено.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, а на чём Вы основывались? Есть у Вас какие-то учителя или, может быть, в основе лежит какая-то система, которую Вы переработали или доработали?

Ю.М. Я думаю, что человечество билось над этим в течение трех тысяч лет. Еще античные философы задавались вопросом: «Как достичь покоя и равновесия?». И так до настоящего времени. Десять лет назад умер Геннадий Андреевич Шичко. Он алкоголиков лечил. Он пытался обучить их правильному мышлению. Заставлял своих алкоголиков вести дневник, когда срываются, когда дерутся, какие мысли при этом им в голову приходят. Все это способствовало усилению контроля. Однако настоящего контроля при этом не достигалось. Можно вести дневник, но проблема состоит в том, как это делать и о чём при этом думать, какими вопросами задаваться.

Я разработал свою систему, когда стал исследовать умственные операции. Мне пришло в голову, что человеческое мышление божественно и вся вселенная мыслит также. Я не стал обращаться к писаниям, как это сейчас модно. Там много глупости. Читали пророков?

Например, Тора. Пророки там уж свирепые какие-то. А мудрость их там с лупой разглядывать надо. Труд тяжкий, а главное неблагодарный. Очень глупости всякой много. А когда я начал изучение информационных систем, то обнаружил, что языки программирования – это и есть божественные языки. Когда программисты работали, перед ними, по сути, стояла задача – обучить машину думать. Они не были философами. Они не были логиками. Программисты начали работать и решать свою задачу и, по неволе, должны были заняться изучением того, как думает Вселенная. Они разработали систему и сами не поняли, что они сделали. Когда я занялся всем этим, то понял, что люди так и мыслят. Сейчас спорят о том – может ли машина мыслить. Почему может? Она мыслит!

Вопрос: Вы считаете, что искусственный интеллект уже создан? Интеллект человека отличается чем-то от интеллекта машины?

Ю.М. Отличается тем, что все живое находится в постоянном движении. Программы человека постоянно корректируются. В них постоянно вносятся какие-то изменения. Та или иная программа человека включается или отключает окружающей его обстановкой. Но принцип действия мышления машины и человека тот же. Совершается ряд операций:

1. Присвоение имени.

2. Присвоение значения.

3. Отожествление и различение.

Вдумайтесь в это… Так и люди…

Рассмотрим подробнее, как это происходит у человека, и какие ошибки здесь возможны:

Первым актом ума, с которого начинается мышление, является присвоение бытия чему-либо. Нечто есть. Это совпадает с присвоением ему имени. Имена даются для различения объектов не только для себя, но и для других. И здесь возможны ошибки. Признав, что-то существующим на этом месте в данное время, я ошибусь, если его там нет. Это ошибка присвоения бытия. Я могу ошибаться, считая существующим одно, а на поверку оказывается, что на этом месте в данное время существует что-то другое, или вообще ничего не существует. Данное мной имя может не соответствовать с именем данным другими.

Далее происходит присвоение признака. Здесь также есть возможность ошибки. Например, я определяю яблоко как пищевой объект, но надкусив обнаруживаю, что оно из воска. Этому яблоку я присвоил пищевое значение и ошибся. Последствием ошибочного присвоения значения могут быть переживания. Если я голоден или сломал себе зуб, то эта ошибка может вызвать всплеск эмоций. Если не голоден и зубы целы, эта ошибка не вызовет какого-то переживания. Если присваемому признаку я придаю значение, которого оно не имеет в жизни, то оказываюсь дезориентированным.

Дважды пять сколько? Это меня трогает? Нет. А если пятерым людям я должен по 2000 долларов, а денег у меня нет? Долларам я присваиваю значение и от этого значение переживаю.

Я присваиваю любимому человеку поведение, и ожидаю, что так он и поведет себя, но он ведет себя иначе. Из этой ошибки возникает обида. И чем большее значение я придаю своим ожиданиям, тем сильнее обида.

Вернемся к случаю с водкой. Поскольку я водке присваиваю значение, то переживаю, если ее нет. С водкой у меня могут быть связаны и определенные переживания и какой-нибудь тип поведения – сидишь пьешь, беседуешь – «уважаешь не уважаешь».

Когда ожидание и происходящее в действительности не согласуются, это разрывает душу. Не кто-то разрывает, а мы сами разрываем её тем, что приписываем чему-то ложное значение. Ошибки могут касаться многих объектов, например, системы ценностей. Люди, которые придают большое значение приобретению богатства в ущерб другим сторонам жизни, не получают в итоге ожидаемого удовлетворения.

Саногенное мышление позволяет безошибочно анализировать ошибки присваивания. Саногенное мышление – это, прежде всего, защита от химер, которыми может быть наполнен наш ум, оно свободно от ошибок присваивания. Саногенное мышление позволяет анализировать всевозможные значения объекта. Объективное понимание значений обеспечивает человеку правильное определение ситуации и выбор соответствующего ей поведения.

Пример. Приходит ко мне клиентка и говорит:

– Я не могу простить мужа. Десять лет уже вместе живем, а тут…
Я её спрашиваю:
– А что случилось?
– Я уехала. Потом вернулась, а он с моей подружкой в постели.
– Что ты устроила?
– Орала, буянила
– Ну и что он?
– Стал просить прощения.
– Как у Вас с мужем обстоят дела в интимной сфере?
– Ну…
– Как это долго длится? – спрашиваю я.
– Уже лет десять, – отвечает она.
– Как это происходит?
– Вот, мы сидим. Он раз, руку на меня положит. Ну, мне не удобно как-то становится. Я начинаю ему говорить, что он мало зарабатывает, дети голые, на него нельзя положиться, ему доверять нельзя.
– Все время так.
– Почти.
Я её спрашиваю:
– А что он сказал тогда, когда ты его с подружкой застала?
– Он сказал, что ничего с ней не делал, только собирался.
– И что ты думаешь?
– Что наврал.
– А может правду сказал.

Далее я выяснил, что у неё очень жесткие ожидания, относительно того, как ее муж должен себя вести. Когда он за ней ухаживал, то сказал: «Я ни на кого смотреть не буду, только на тебя, буду тебе идеальным мужем». Дальше спрашиваю

– И ты этому идиотизму поверила?
– Наверно поверила.
– Это глупость твоя!
Она мне заявляет:
– Он у меня идеальный!
– Это вторая глупость твоя! Ты всегда считала, что он идеальный?
– Считала. У других мужья пьют, гуляют, а у меня нет.
– Ты совершаешь постоянные ошибки, и твоя душа наказывает тебя за это.
– Это что карма что ли?
– Да никакая не карма. Твой муж самый обыкновенный мужчина. Дает обещанья – нарушает. Нет присмотра, тащит твою подружку в постель.
Она чуть не взорвалась. Говорит мне:
– Я сама психолог. Пришла к Вам. Прошу облегчить мне, помочь как то, а Вы…
Я ей говорю:
– Иди, иди, иди…
И я знаю, что делаю. Я специально так говорю, к фикциям её обращаюсь, чтобы они ушли. И что Вы думаете? Пришла она ко мне и рассказывает:
– Ушла я от Вас, пришла домой и сразу как то отпустило. Думаю – так он такой же…
– Так, ты же говорила, что он идеальный?
– Увы!
Я её сразу отпустил.

Вопрос: Вы не обучаете? Вы только даёте толчок для сознания?

Ю.М. Конечно. Зачем я буду кого-то обучать? Я разработал систему необычайно эффективного заочного обучения саногенному мышлению, основываясь на синтезе теории и практике. Люди платят мне деньги и получают пособия, где это все есть.

Вопрос: Вы ведёте приём?

Ю.М. Редко. Мои ученики ведут. Некоторые этим способом наркоманов и алкоголиков лечат. Как человек становится наркоманом? Ему страшно обидно, больно, плохо. Как он пытается от этого избавиться? Химическую блокаду применяет. После того как он уже несколько раз употребил ее, она уже автоматически действует, защищая его от переживаний. Все обычные негативные эмоции не переживаются, а переходят на бесчувственный уровень. Вместо них вся энергия идет на наркотик. Допустим, человек пролечился обычным медицинским способом, но процесс влечения так остановить невозможно.

Представьте себе ситуацию. Вот, человек лечится от алкоголизма… Выходит как святой, преисполненный самыми благими намерениями. Говорит: «Больше не прикоснусь к этой гадости. Близко не подойду». А когда у него снова позывы появляются? Пришел домой, посмотрел, а «там ты сидишь и меня не любишь». Это же обидно. И эта обида сразу же превращается во влечение. Он начинает снова употреблять наркотики. А если обучить такого человека саногенному мышлению, он научится осознавать свои обиды, страхи, свой гнев и таким образом влечение у него пропадет и он выздоровеет.

Сейчас очень многие люди зарабатывают деньги на лечении наркоманов. Но, далеко не все методы являются эффективными.

Вопрос: Можете Вы назвать кого-нибудь из своих учеников?

Ю.М. Самый колоритный – Иванов.

Вопрос: А Маршак? Он тоже алкоголиков лечит.

Ю.М. Маршак? Ну, нет. Он лечит самым варварским способом. В основном, как сейчас алкоголиков лечат? Вшивают им ампулу. Если выпьешь – шок. И что получается? Враждебность к миру, навязчивость и так далее. Это можно назвать лечением? Скорее напоминает укрощение строптивого. А задача лечения состоит в том, чтобы освободить человека.

Вопрос: Вы сказали, что обида может превращаться в гнев. Но если обида – это собственная ошибка в присвоение значения или свойства, тогда обида может превращаться в самые разные эмоции, в страх, например? Известно, что многие люди бездействуют, потому, что боятся совершить какую-то ошибку, боятся неудачи.

Ю.М. Это связано с ожиданиями, построенными в отношении самого себя. «Я всегда должен быть удачлив». В этом случае если человека постигает неудача в каком-то его предприятии, он переживает, и его переживание может превратиться в страх перед другими его действиями. Он может начать бояться рисковать. Но доля риска есть в любом предприятии. Здесь возможна цепочка: переживание – страх – избегание. Гнев может возникать по разному поводу и для каждой типовой ситуации существует своя программа реализации гнева. Может быть цепочка: страдание – гнев – агрессия. Если Вы сдерживаете внешние проявления гнева, считая их неприличными, то все равно у вас появляются гневные мысли, которые вызывают гневную агрессию. Можно составить даже список как все эти программы реализуются у вас или у другого человека. И если вы сможете хотя бы один раз проследить как эта программа у вас или у кого-то реализуется, то в дальнейшем эта последовательность будет автоматически прослеживаться вашим умом и обеспечит точное понимание самого себя или другого.

А обида, стыд или вина действительно легко превращаются в гнев, и часто реализуются в виде критики, ругательств, замечаний, упреков, которые автоматически включаются от рассогласования наших представлений о другом человеке с тем, что он делает. Все это готовые программы, которые были выработаны в рамках нашей культуры. Таким образом, наша культура использует нас для экспансии. Но не следует забывать, что мы не только продукт культуры, но каждый из нас, сам того не подозревая, является инструментом культуры.

Вопрос: А как Вы относитесь к Грамши?

Ю.М. К итальянскому политологу?

Вопрос: Да, к Антонио Грамши – философу, политологу, антропологу. У него много работ, конечно всяких. Но, самая известная, это учение о гегемонии, о том, что культура наша создается искусственно с определенной целью, которую ставит себе правящий класс. У него тоже получается, что обычный человек становится инструментом этой, искусственно сформированной, культуры? Сейчас интерес к его работам вырос в связи с тем, что произошло недавно в нашей стране.

Ю.М. По Грамши в нашей стране целая революция недавно произошла. Сначала шёл подрыв сложившейся «культурной философии» – огромное количество книг, статей во всех журналах, бесед и передач по TВ со всякими разоблачениями всех и вся, принадлежащих к культуре, которую решили низвергнуть. Все это повторялось и повторялось в новых лицах, с небольшими изменениями в деталях. Простое, но очень действенное воздействие на обыденные, маленькие мысли человека. Этакая пропаганда под видом гласности.

Вопрос: Операция под кодовым название «перестройка»?

Ю.М. Народу были внушены новые программы действия и отвращение к старым. У Грамши это называется «массовая воля». У него есть понятие «об активном согласии», которое формируется. А как Вы сами думаете, почему никто не возмутился?

Вопрос: Почему не возмущались? Возмущались… и даже те, кто в прошлом считал себя антисталинистом.

Ю.М. И сколько таких возмутившихся было? Кто их слышал? Что они сделали? Несколько книжечек написали, которые мало кто читал? На кухне пошептались? Это  адекватный ответ на происходящее? Все дело в том, что наша культура принуждает нас выполнять свои программы с помощью эмоций, которыми она поощряет и наказывает при отклонении. Большая часть гнева является ответом на поведение человека, который не соответствует сложившимся в культуре представлениям о хорошем. При проведении любой, более или менее большой компании, по изменению господствующей культурной философии общества, надо, прежде всего, воздействовать на эмоции, вызвать народный гнев, направленный против существующих устоев.

Люди, которые в основной своей массе мыслят патогенно, автоматически отреагируют эмоцией гнева или страха на то, что в их представлении является злом. А человек в гневе здраво мыслить не может. Он и не подумает, что возможно следует проверить то, о чём говорят. И «чем ужасней ложь, тем действует сильнее». Реальная статистика, циферки какие-то… Меня это волнует? Нет. А вот многомиллионные жертвы, несправедливость. И если об этом эмоционально вещает кто-то, представляясь жертвой? Это да.

Результатом эмоциональных состояний часто является втягивание человека в энергоинформационный хаос и его деградация. В эмоциональных состояниях поведением человека управляют не ум, а стремление к удовольствиям. Если ему что-то обещается, что сулит удовольствие, его туда и влечет. Социальные стереотипы, сформированные таким или похожим образом, представляет собой психические образования, и  патогенное сознание   не может охватить их в целостности. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое. Расширение сознания предполагает осознание автоматизмов ума и, соответственно, приобретение способности контролировать эмоции, потребности и социальные стереотипы. Расширение сознания в том и состоит, чтобы человек начал осознавать те элементы его поведения, думанья, «своего мнения», которые при автоматизме не осознаются.

Автоматизмы, или умственные привычки, могут быть выгодны для выживания или нет. Если они выгодны, мы их не замечаем, если нет – ищем объяснения, которые услужливо предлагаются нам различными видами психологической защиты.

Вопрос: Вы говорили, что психосоматика – это следствие наших эмоций. А можно поподробнее?

Ю.М. Психосоматика всегда есть следствие, потому, что ум управляет. Но одно дело говорить об этом, другое дело управлять процессами. Если у человека на обиду или другую эмоцию, в организме начинает выделяться кислотный сок, и сколько над ним не колдуй, никто его не вылечит. А что надо? Надо изжить обиду или эту эмоцию.

Ещё пример на психосоматику. Женщина, у которой муж мордоворот, боится. Что она делает? Когда он злой и свирепый она становится мягкой и нежной. Она считает, что это главное её оружие. Через какое-то время даже её подружки замечают: «Какая молодец! Какого мордоворота приручила!». А когда она оказывается в кабинете у гинеколога, то обнаруживается, что у нее огромное количество проблем. У неё сложился следующий механизм: когда она испытывает страх перед мужчиной, у нее появляется половое влечение, но сама она этого не осознает. В организме при этом всё нарушается, растет миома, появляется целый букет проблем. А с мужем что происходит? Его свирепость поощряется и у него уже его же злость включает половое влечение, но он тоже этого не осознаёт. Затем мы видим, что в 50-55 лет мужчина ложится на операцию с простатой. У него там всё нарушено.

У людей формируются разные механизмы соматического реагирования на страх .

У меня одна студентка проводила исследование. Когда исследовала женщин, она задавала им банальный вопрос: «Когда Вы боитесь, то, что чувствуете?».

Одни говорили: «Я чувствую вибрации, под ложечкой сосёт, тянет что-то, колени трясутся, руки дрожат». А другие говорили следующее: «У меня какие-то странные ощущения в промежности». У кого миома растет? У того кто чувствует какие-то странные ощущения в промежности. Есть различные медицинские обоснования, такие-то и такие-то микробы способствуют росту миомы. Но вся проблема в том, что вылечить они этого не могут.

А с мужчинами, что происходит? Некоторые из них говорят: «Когда я испытываю гнев, у меня появляются какие-то странные ощущения в предстательной железе, жидкость какая-то выделяется». С чего бы это от гнева жидкость выделялась? От гнева должно мышечное напряжение расти, появляться готовность к драке. А у них аденома растет. И уже к пятидесяти годам они не состоятельны как мужчины.

Вопрос: Очень много таких нарушений. Каждый третий.

Ю.М. Всё это проявление патогенных мыслей человека. У некоторых мужчин (у восточных особенно часто встречается), философия такая есть – «бабу надо насиловать». Что мужчина с такой философией делает? Он нанимает проститутку, а она знает свое дело, раздевается. Он ей говорит: «Слушай ты, давай одевайся и сопротивляйся». А иначе он не получит никакого удовольствия. Вот он и страдает от своей философии.

Никакой медик этих женщин и мужчин не вылечит. Только психолог, который изменит их отношение к происходящему. А мужчины мазохисты? У них все наоборот. Баба с плеткой, мужик боится. И много сейчас таких, просто они в отличие от женщин свои пристрастия не афишируют.

Саногенное мышление дает возможность человеку понять природу своего страха или гнева, справиться с ним и, таким образом, исцелить себя. Мои ученики успешно лечат язву, аденому и многие другие заболевания путем обучению саногенному мышлению. Хирурги их ненавидят. Медики не хотят признавать этот метод. Очень сильно сопротивляются!

Вопрос: А почему?

Ю.М. У них образование такое. Их образование дает им однозначный подход к проблеме. У них образованием формируется свой взгляд на человека и на его проблемы.

Вопрос: А какой у Вас подход? Что такое человек с Вашей точки зрения?

Ю.М. Человек – это существо, которое живет и удовлетворяет свои потребности благодаря тому, что соблюдает законы и правила, которые существуют во взаимодействии с другими людьми. А божественности в нем столько же сколько и в дождевом черве или инфузории.

Вообще я верующий. Но я не верю во второе пришествие и все эти штучки. В инфузории живет тот же Бог, что и в человеке. Но человек научился многому, поэтому его Бог более интересен. Чувство Бога какое? Я должен вести себя в соответствии с требованиями Бога. Человек знает, что есть какие-то вещи, которые Бог запрещает ему. Они в писаниях различных описаны. Конечно, Человеку приятно думать, что Бог о тебе позаботиться. Но что он за каждым из нас следит? Он и без нас обойдется.

Будешь слушать своего начальника, а не пытаться им манипулировать, будет всё хорошо на работе. Будешь пытаться манипулировать мужем, вместо того, чтобы поддаваться истинным чувствам – будет болезнь. Вот и думайте от дьявола это или от Бога? Ни от того, ни от другого. Бог сотворил мир таким, а ты можешь сделать себя больным или здоровым, каким захочешь.

Вопрос: А какую философскую концепцию можно подвести под теорию саногенного мышления?

Ю.М. Саногенное мышление – это нормальная научная философия. Человек не может жить без философии. Например, я влюбился. Хочу я или не хочу, я создаю себе философию любовных отношений, философию секса, философию заботы о семье (если решил жениться) и так далее. Если философия хорошая, то все будет хорошо, если плохая – погибаю. И большинство погибает.

Пример. Женщина создала себе философию любовных отношений. Она считала, что главное это научиться манипулировать мужем. И выбрала методы самые конщунственные. А Бог сотворил любовь и секс не для того, чтобы кто-то кем-то управлял с его помощью. Он сотворил это для того, чтобы человек наслаждался жизнью. И он сделал так, что от этого женщины беременеют. Поэтому когда женщина использует секс не по назначению, не для наслаждения, а ради того, чтобы получить деньги, власть, престиж, организм разрушается.

Есть и другая крайность. Церковники учат – секс для размножения. Типичная глупость! Если мужчина или женщина считают, что секс только для размножения, то они совершают столько половых актов, сколько нужно им детей. А если женщина при этом не беременеет? Я же грешил!

Секс – это способ наслаждения общения с другим человеком. Достижение согласия в совместном удовольствии – божественно!

Саногенное мышление может помочь человеку. Ближе всего подошел к открытию саногенного мышления Спиноза. Но уровень знания того времени не позволил ему решить проблему мышления. Когда он попытался распространить свое учение, его прокляли сразу. Ему сказали, что он будет отлучен от церкви. А Спиноза настолько верил в правильность направления своей деятельности, что предпочёл умереть.

Вопрос: Он умер в сорок четыре года. А кто ещё приблизился?

Ю.М. Спинозу довели до смерти в 44 года, а так никто из современных философов не приблизился.

Вопрос: А Лосев?

Ю.М. Лосев? Нет. Он философ науки, теоретик. Он изучал категории значения. Философия служила человеку только во времена античности. Потом, как появилось христианство, а первые христиане были очень ревнивые люди, и они добились того, что многие философы подверглись смертной казни.

Вопрос: Ну, они неоплатонников приняли. Аристотеля приняли.

Ю.М. Они приняли идеологию. Но они не приняли философию как способ создания человеческого благополучия. Они считали, что только вера в Иисуса спасёт человечество. Каждого кто думал иначе, сразу сжигали. Если появлялась в эти времена философия, то только как служанка богословия.

Вопрос: А Бёме и Экхарт?

Ю.М. Так, это же мистики. Экхарт, конечно самый свободный из них.

Вопрос: Его вот не сожгли.

Ю.М. Он был генералом ордена домениканцев. Попробуй такого сожги. Даже папа с ним ничего не мог сделать. Они прокляли его раз, а ему все равно. Он обладал очень большой властью. А простого человека уничтожили бы сразу.

Апостол Павел чему учил? Однажды он читал проповедь. Там много народу собралось. Он тогда очень ценился. Все ждали, что он скажет. А он, вдруг, начал говорить о любви: «Любовь не является высшей добродетелью человека. Все зло в мире происходит от любви». Его слушатель спрашивает: «что любовь от дьявола?» А он подтверждает и говорит, что человек, охваченный любовью глуп. Я не помню точно, как он там говорил, но он привёл массу примеров: от чего война начинается, от чего конфликты возникают. И получилось у него, что все несчастья от любви. И всю свою проповедь привёл к тому, что высшей добродетелью христианства является не любовь, а мудрость.

Настоящая философия появляется в ХVII–ХVIII вв. И она уже начинает обслуживать науку. В ХIХ в. философия начинает обслуживать уже общественные движения и партии. И это уже кровавая философия.

Современная же философия выродилась. Что сейчас пишут в журналах и кому это нужно?
 Сегодня философия начинает обслуживать человека, когда её проблески появляются в терапевтических школах. Саногенное мышление – это новая философия XXI в. Иногда мне кажется, что она слегка опередила своё время. А потому я пишу книги, выпускаю брошюры, но издаю их небольшим тиражом. Они остаются в библиотеках. Я уверен, что настанет время, когда их будут читать многие. Сейчас, мало людей, которые стремятся действительно разобраться в чём-то. Их больше привлекает мистика .

Вопрос: Не всех. Каково идеальное бытие человека?

Ю.М. Когда он мыслит саногенно. Когда он свободен от фикций и ошибок.

Вопрос: А это возможно?

Ю.М. Нам с детства внушают, что любить надо красивых, хороших, умных. Дети легко это воспринимают, а потому часто страдают потом в своей жизни. А я знаю, что она дура и гулящая, но я её люблю. И если я хочу её любить, то должен принять то, как она себя ведёт.

Вопрос: Но тогда получается, что и достигать нечего. Может быть, это даже скучно жить «как есть»?

Ю.М. Философия скуки совершенно не исследована, а саногенное мышление исследовано. Саногенно мыслящий скучать не будет, я могу это утверждать, исходя из того как мы устроены. Каждая функциональная система человека связана с тем, что её оправление связано с удовольствием, ее неоправление сочетается с неудовольствием. Организм – совершеннейшая система, существующая для блаженства.

Вопрос: Саногенное мышление – это оптимизм?

Ю.М. Абсолютный оптимизм. Только в саногенном мышлении понятно значение смерти.

Вопрос: А какое значение смерти?

Ю.М. Бог сотворил мир и обеспечил самосозидание этого мира за счёт удовольствия. По закону научения любое поведение, если оно сочетается с удовольствием закрепляется. В лабораториях доказано, что при отрицательном подкреплении научения не происходит. А научение происходит вследствие положительных эмоций. Научение приводит к тому, что появляются новые виды, новоё поведение. Старик Дарвин этого не знал. Он привел понятие – выживание. Это очень смутное понятие. Что есть выживание? Почему погибают одни виды, а другие выживают? Они выживают, потому что создают новое поведение – научаются своевременно, а другие не научаются и погибают.

Динозавры почему погибли? Это же смешно читать все эти  космические теории, которые якобы способны объяснить их гибель. Все гораздо проще. Они просто не смогли изменить свою репродуктивную функцию. Динозавры откладывали яйца и покидали их. А сколько появилось животных, которые питаются яйцами? Если бы динозавры смогли изменить свое поведение и стали бы свои яйца высиживать или хотя бы контролировать, они бы не погибли. Ящерица что делает? Она откладывает яйца и прячет их.

А треска выпускает сразу миллионы икринок. Но это не продуктивно. А корюшка как размножается? Самец строит гнездо. Самка видит гнездо и начинает заигрывать с самцом. Он загоняет её в гнездо и когда самка попала туда, то она выделяет икру. Они создают удивительную схему. Самец создает место, которое как-то защищено.

Везде в природе мы можем наблюдать, что выживание происходит вследствие научения. Научение происходит от того, что определенное поведение сочетается с удовольствием. Все положительные эмоции создают новые виды поведения. Эти новые модели поведения требуют соответствующие условия окружающей среды.

Смерть от чего происходит? Человек умирает от того, что снабжение клеток нарушается. Не поступает кислород и питание. Как сделал Бог? Он сделал так, что момент смерти – это блаженство.

О чем говорит современная биохимия? Смерть наступает от интоксикации и гипоксии. Многие боятся гипоксии, потому что считают удушье очень страшным. А московский подросток считает, что это не так. Он одевает себе на голову целлофановый пакет, у него начинается гипоксия и он ловит кайф. Если он во время не снимет с головы пакет, то умрёт. Гипоксия сочетается с блаженством. Удушье повешенных сопровождается оргазмом. Откуда этот оргазм берется?

Йоги десятилетиями тренируются, чтобы вызвать у себя гипоксию, не создавая себе при этом опасности для жизни. И они ловят кайф. У них есть теория, что они становятся ближе к Богу. Один йог, Куваланда Янда, сказал, что это не так. Он сказал, что кайф и нирвана происходят от гипоксии, поэтому если Вы хотите иметь все это, то нажмите на эти две точки на шее и сидите. Вы достаточно быстро получите, что хотите.

Некоторые скептически относятся к тому, что Бог создал совершенный мир. Конечно совершенный! А как же страдания? А ты не страдай. Веди себя в соответствии с функциями, которые у тебя есть, с потребностями, которые у тебя есть.

Вопрос: А удовлетворение любой потребности приносит удовольствие?

Ю.М. В опытах И.П. Павлова собака, у которой был зашит вход в желудок, а пищевод выведен наружу, ела мясо. Предполагалось, что она будет бесконечно есть, ведь пища не попадает в её организм. Но на поверку оказалось иначе. Она съедала определенное, привычное количество мяса и отходила от кормушки, что свидетельствовало о том, что она больше есть не хочет. Откуда у нее появилось ощущение сытости? Она удовлетворила потребность в получении пищевого наслаждения, хотя другую сторону потребности — введение в организм нужного количества пищи — она не удовлетворила. Иногда люди пытаются поделиться своим бутербродом с дворовой собакой, которая к ним пристает, просит что-то. А она есть этот бутерброд не хочет. Почему? Потому что она ищет определенного удовлетворения. И человек иногда встает из-за стола сытым, но не удовлетворенный, не довольным каким-то. Удовольствие является следствием полноты действий удовлетворения, их количества, интенсивности, насыщенности переживаниями.

Вопрос: Вы говорите об удовольствии. А христиане считают, что надо мучиться. Господь страдал и нам наказал.

Ю.М. Я изучал историю христианства. В V в. появился один кошмарный тип Лев I. Очень талантливый и гениальный. Он создал теорию, что удовольствие это против Христианства. Он создал теорию, что удовольствие – это против Христианства. Это было так. В V в. шли войны. Варвары нападали, захватывали там города. Однажды ему задали вопрос: «Если христианку изнасиловали варвары, грех это или нет» А он ответил: «Грех – это в том случае, если она получила удовольствие». Это стало общеизвестно. Отсюда пошло, что женщина – это исчадие греха. Предполагается, что она испытывает удовольствие. Но это не совсем так. Многие женщины при совокуплении не испытывают удовольствия. А мужчина каждый раз, в разной степени, конечно, но каждый раз. Иначе он не может. Поэтому он источник греха.

Ориген отрезал себе половые органы. Он думал, что сразу станет просветленным. Ничего подобного. Он сразу опух, толстым стал, мысль у него огрубела. А женщине чего было делать? Если она поклоняется Богу, ей чего себе отрезать, чтоб доказать свою преданность.

Вопрос: На Востоке, было дело, женщинам клитор отрезали, даже сейчас у некоторых племен в Африки это практикуется.

Ю.М. Все это делалось и делается из эгоизма, ревности и глупости. В христианстве другие извращения были, и все они были освещены церковью. И гомосексуализм был освещен.

Вопрос: Разве? Сейчас христианство выступает против гомосексуализма. И в XVI в. папа римский Павел IV сжигал гомосексуалистов на кострах вместе с еретиками и ведьмами. Фома Аквинский еще в XIII в. доказывал, что гомосексуализм противен Богу.

Ю.М. А чем занимались средневековые монахи? Есть много литературы, которая описывает различные извращения в католических монастырях. Все дело в том, что VI Вселенский Собор, проходивший в VII в., принял решение: запретить рукополагать в епископский сан женатых священнослужителей, а исключительно монахов. Этим самым было положено основание для распространения гомосексуализма в христианстве. В идеале монахи должны были научиться подавлять половое влечение постом, молитвой и медитацией. Но это было далеко не каждому по силам. Поэтому на то, чем занимается монашество епископы и папы сквозь пальцы смотрели. Они же сами из той среды вышли. О том, что монахи часто занимаются содомией, писал и Бокачо в «Декамероне», упоминал Вольтер. Что касается православия, я не знаю. Я с такого рода информацией не встречался. Но вся их практика для жизни ничего не дала.

Спиноза занимался исследованием пророков. Он пришел к выводу, что пророки люди особые: ненормальные, с повышенной чувствительностью, легко возбудимые и очень жестокие. Задним числом они оправдывали свою жестокость, объясняли тем, что люди сами виноваты, грешили много, а потому должны не роптать и сникнуть. Здоровье человека определяется тем, как он справляется с эмоциональными стрессами. И чем сильнее была вера в Бога, тем сильней переживался грех. Человек, полностью отдававшийся воле своего Бога, переставал реагировать на другие стрессы жизни, так как считал себя во власти Бога.

Вопрос: Сейчас нет такой сильной веры в Бога.

Ю.М. Сейчас есть культура. Культура – это набор программ жизни и деятельности человека. Программа – это определенный код поведения. Он может храниться в слове или в наборе слов. Психологи, изучавшие способности людей к взаимной адаптации, нашли, что обладающие этими способностями, как правило, лучше знают значение слов. Тогда у них есть возможность лучше понять сказанное, а не брать все на веру и заниматься запоминанием и повторением. Это и некоторые попугаи могут. А сознание человека устроено так, что наши мысли становятся определенными только в случае словесного их выражения. Коды, упакованные в идеях вроде «плохому  должно быть плохо», «хорошему должно быть хорошо», «непослушание должно быть наказано», «хороший родитель должен заниматься воспитанием детей» и другие хранятся в общественном сознании, ожидая своего момента.

Если это взято на веру, а не осмыслено «что значит – хороший; почему именно этот хороший, а этот плохой; для кого именно он хороший, а для кого плохой и т. д. », тогда активизируясь в отдельном сознании отдельного человека, эти идеи реализуются в соответствующем поведении, в соответствующем восприятии других людей. Если оказывается, что поведение другого человека не соответствует идеи, которая в данный момент присутствует, то человек немедленно получает эмоцию в виде возмущения, вины или стыда, а чаще всего эмоцию гнева. А соответствие поведения его культурным стереотипам вызывает умиротворение и чувство безопасности.

Культурные стереотипы являются величайшим достижением духовной эволюции человека. В них самих нет ничего патогенного. Однако они могут становиться источником эмоционального стресса. Когда стереотипы начинают программировать поведение, то он становится подвержен стрессу, из которого не может найти выхода. Некие общественные стандарты лишают его свободы и самоактуализации. Человек должен жить для общества и для себя. В патогенном мышлении понятие «для себя» и для «других» не сбалансировано – либо то, либо другое.

Саногенное мышление позволяет без ущерба для общества разорвать цепь стереотипов мышления и достичь баланса индивидуального и общественного. Только при достижении такого баланса человек может наслаждаться жизнью, а окружающие его люди испытывать удовольствие от общения с ним. Человек, способный правильно понять ситуацию, может разрешить её так, чтобы всем было хорошо.

Вопрос: А при эмоциональном стрессе человек вообще никак не может правильно понимать ситуацию, даже если он, к примеру, хорошо образован?

Ю.М. Конечно нет, никакое образование не помогает. При эмоциональном стрессе мысли, возбуждаемые  эмоцией на агрессию, гнев, возмущение, оправдание или иную психическую защиту, мешают мыслить здраво. Например, при обиде сознание суживается, человек не может сменить ход мыслей, свойственных обиде, потому, что не он сам, а уже эмоция обиды правит балом. Он оказывается в ловушке обиды: вместо того, чтобы понять ситуацию, он думает о планах мести и о том, как ущемляют его достоинство. Другие варианты просто не приходят на ум, потому, что ум не подчиняется. В патогенном мышлении ум, увы, подчиняется только эмоции.

Вопрос: Умные не обижаются? Они сразу понимают происходящее?

Ю.М. Почему же… обижаются. Умные как раз обижаются, а потом правильно размысливают ситуацию.

Вопрос: А если человек всегда спокоен и не обижается?

Ю.М. Эмоциональная тупость – один из признаков шизофрении. Но иногда бывает так, что человек только внешне спокоен, а внутри эмоции бушуют. Он просто научился не показывать  свои эмоции.

Вопрос: И эти эмоции вызывают физиологические реакции…

Ю.М. Да. Этот процесс З. Фрейд назвал конверсией, обращением эмоции в телесные действия. Именно это действие ослабляет переживание. Если конверсия каждый раз происходит эффективно, мы чувствуем себя не обидчивым человеком, а просто слабым здоровьем. Бывает так, что Вы еще не успели ощутить свою обиду, а она уже конвертировалась в сжатие сфинктера, сосуда или активизировала какую-нибудь железу. И если у человека при обиде сжимается желчный сфинктер, то вместо обиды он жалуется на неприятную тяжесть в боку. У него развивается желчнокаменная болезнь. Если вина или обида сжимают Ваш желчный сфинктер, то Вам никакие лекарства не помогут. Дадут лишь временное облегчение и все. А лучшее здесь лекарство – это изживание чувства вины или обиды.

Вопрос: С какой эмоцией связан псориаз?

Ю.М. Он связан со стрессом, который связан со страхом и защиту через кожу.

Вопрос: А как можно работать с эмоцией?

Ю.М. Эмоцию можно размыслить. Можно отделить эмоцию от своего Я и сделать её объектом восприятия.

Я-включение – это на жаргоне психологов означает отожествление себя с тем, что происходит. Если я отожествляю себя с некоторым ходом мысли, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют моё поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по исполнению этой программы другому. Получается, что чувствует и мыслит кто-то другой. Если я это делаю, то чувства и мысли теряют энергию. Это нетрудно проверить. Стоит Вам начать говорить о себе в третьем лице, как Ваше эмоциональное состояние меняется. Попробуйте сделать это. Допустим, Вы обиделись. Скажите так: «Он обиделся на этого человека, потому что думает… Он ожидал, что этот человек… и т.д.».

Можно и по-другому размыслить эмоцию обиды. Задайте себе вопрос: «Как он(а)  должен(а) был вести себя, чтобы я не обиделся?». Ответьте себе честно на этот вопрос. Для ответа на него ум должен будет обнажить Вашу привычку присваивать этому человеку некоторую программу поведения. С помощью этого вопроса открываются двери в Ваше бессознательное. Далее подумайте: «Реалистичны ли мои ожидания? Будет ли обидчик вести себя когда-нибудь так, как я ожидаю? Почему он ведет себя таким образом?». Убедившись в том, что Ваши ожидания нереалистичны, уместно спросить себя: «Откуда эти ожидания произошли? Что мешает мне принять его таким как он есть?». Ответ на этот вопрос приведёт Вас к признанию реальности другого человека. Такого рода интеллектуальная работа полностью уничтожает эмоцию обиды. Аналогично обстоит дело и с другими эмоциями.

Вопрос: Что Вы могли бы пожелать нашим читателям.

Ю.М. Учитесь мыслить саногенно. Учитесь получать удовольствие от жизни!

В. Спасибо.